?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Модел. эмоции (19) The neuroevolution of empathy and caring for others: why it matters for morality.
П
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/476610.html

Оригинал взят у ivanov_p в Социальный интеллект
В книге New Frontiers in Social Neuroscience, eds. Jean Decety, Yves Christen описана революция в нейробиологии 90-х годов - открытие социального интеллекта. Началось много раньше, в 70-е, но полученным результатам не верили - мода была иная. Наконец к 90-м удалось прорваться. Это, собственно, об "эмоциональном интеллекте" - социальные отношения базируются не на когнитивном интеллекте, а на умении читать и излучать эмоции, и вот этой стороне дела теперь уделяют внимание нейрокогнитивисты. Самое известное открытие - зеркальные нейроны, но это лишь малая часть того, что открыто, судя по описаниям, там десятки механизмов, очень сложно взаимодейстующих. Очень много говорится об эмпатии и социальной интуиции, все представление об интеллекте (тем самым - и об искусственном интеллекте) получает совершенно новую развертку.

The neuroevolution of empathy and caring for others: why it matters for morality. Jean Decety
Clipboard03
Clipboard04
Clipboard05

Много данных об эмпатии боли, о том, что эмпатические ощущения боли, которую испытывает другая особь, очень родственны собственной боли - то есть что боль при эмпатии - это та же боль, что ощущается от физического воздействия, а не иллюзорная.


  • 1

Re: Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI)

История

Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами.[4] Этого аспекта в 1872 году коснулся Чарльз Дарвин в своём труде «Выражений эмоций у людей и животных», где он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации.[5]

Проблемой эмоций и контроля над эмоциями много занимался основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он, в частности, считал, что первые законы и предписания этики, такие как «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. э., Вавилон) или эдикт императора Ашоки, можно расценивать именно как первые попытки обуздать и цивилизовать проявления эмоций.[6]

Первые публикации, рассматривавшие социальное взаимодействие людей как вид интеллекта появились ещё задолго до Второй мировой войны. В 1920 году профессор Эдвард Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».[2]. В 1926 году был создан первый получивший широкое распространение тест (тест-анкета) для измерения социального интеллекта — George Washington Social Intelligence Test. Попытки измерения социального интеллекта продолжились в следующие десять лет, хотя, по заключению Роберта Торндайка (англ. Robert Thorndike) и Сола Стерна (англ. Saul Stern), написавших обзор методов измерения социального интеллекта в 1937 году, эти попытки не увенчались успехом.[2]

Важный вклад в исследование интеллекта внёс Дэвид Уэкслер (англ. David Wechsler), который рассматривал интеллект как «совокупную способность индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром». В 1940 году он написал публикацию, в которой разделил способности человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнёс аффективные, личностные и социальные, и заключил, что именно «неинтеллектуальные» способности являются ключевыми при предсказании жизненного успеха человека.[7] Влияние Дэвида Уэкслера, много занимавшегося разработкой тестов интеллекта, сохранялось и в начале второй половины XX века, когда доминирующей в психологии стала теория бихевиоризма.[2]

  • 1