?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Модел. эмоции (19) The neuroevolution of empathy and caring for others: why it matters for morality.
П
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/476610.html

Оригинал взят у ivanov_p в Социальный интеллект
В книге New Frontiers in Social Neuroscience, eds. Jean Decety, Yves Christen описана революция в нейробиологии 90-х годов - открытие социального интеллекта. Началось много раньше, в 70-е, но полученным результатам не верили - мода была иная. Наконец к 90-м удалось прорваться. Это, собственно, об "эмоциональном интеллекте" - социальные отношения базируются не на когнитивном интеллекте, а на умении читать и излучать эмоции, и вот этой стороне дела теперь уделяют внимание нейрокогнитивисты. Самое известное открытие - зеркальные нейроны, но это лишь малая часть того, что открыто, судя по описаниям, там десятки механизмов, очень сложно взаимодейстующих. Очень много говорится об эмпатии и социальной интуиции, все представление об интеллекте (тем самым - и об искусственном интеллекте) получает совершенно новую развертку.

The neuroevolution of empathy and caring for others: why it matters for morality. Jean Decety
Clipboard03
Clipboard04
Clipboard05

Много данных об эмпатии боли, о том, что эмпатические ощущения боли, которую испытывает другая особь, очень родственны собственной боли - то есть что боль при эмпатии - это та же боль, что ощущается от физического воздействия, а не иллюзорная.


  • 1

Критика теории эмоционального интеллекта


Эмоциональный интеллект часто преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях. Однако, по мнению Дж. Майера, EI, возможно, является причиной всего лишь 1-10 % (согласно другим данным — 2-25 %) важнейших жизненных паттернов и результатов. Единственная позиция, по которой популярная и научная концепции эмоционального интеллекта пришли к согласию, заключается в том, что эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что означает быть умным.[13].

С другой стороны все модели эмоционального интеллекта критикуют за достаточно произвольное добавление в них компонентов. И хотя нет сомнений, что все эти компоненты действительно влияют на успех человека в жизни и особенно в карьере, но для подачи этого как научной теории требуется установить некий чёткий принцип, на основе которого можно было бы структурировать понятие эмоционального интеллекта, а в отсутствии этого принципа понятие эмоционального интеллекта превращается лишь в произвольный набор факторов, влияющих на жизнь человека.[14]

Большого объёма персональной критики удостоился Дэниэл Гоулман, которого с момента выхода его первой книги обвиняют в нехватке системного научного подхода, недостатке ссылок на источники при заимствованиях и в чрезмерной коммерциализации понятия эмоционального интеллекта.[15]

  • 1