Previous Entry Share Next Entry
Моделирование восточных премудростей (7) Кришнамурти: Медитация
Кецаль
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/415138.html

Слушал Кришнамурти и в какой-то момент понял — он в большинстве своих выступлений ведёт один и тот же металог.
http://metapractice.livejournal.com/505686.html?thread=12985942#t12985942

Его лекция похожа на изложение некоей средней сложности математической теории. Очень "логическая", формализованная.

Очень мало сенсорных указаний, если отказаться от проекций. Например, в часовой лекции по медитации единственным сенсорным указанием/феноменом было разделение "физического" и психологического времени — путём задания онтологии часового (стрелки часов), суточного (восход-заход), и противопоставленного им психологического (прошлое-настоящее-будущее, воспоминания и надежды, повторы — очень похоже на наши познавательные диалоги и определения по темам "прошлого" и "личной истории") времени.


Всё остальное — это неопределённые ссылки на эмоции (эмоциональная лексика). Ссылки на эмоции без указания конкретных примеров. А он их не то что не называет, он их тщательно избегает. То есть его речь не то что не насыщена сенсорикой, она содержит намного МЕНЬШЕ сенсорного, чем в речи среднего человека, рассуждающего "про жизнь". Зато очень много логических конструкций. Поэтому это и похоже на математическую теорию.

Раз нет сенсорики, то сказать, что "есть надежды, есть отчаяния", всё равно что сказать "есть +Х, есть -Х". То есть вводится, на самом деле, не онтология эмоций, а идея дихотомичности переживаний как таковая. Идея о различении последовательного и одновременного переживания. Частичного и целостного (интенсивности сенсорного опыта).

И ведя такие беседы, он на каком-то глубоком уровне ээ эмулирует (типа такого крупномасштабного декодера) работу "мозга", "разума", как некоей вещи в себе. Как чёрного ящика. Т.е. он описывает некую механику работы этого чёрного ящика, на самом деле, а не рассказывает о переживаниях, о мире и т.д., при этом тщательно избегая указания на конкретные "входы" и "выходы" этого чёрного ящика — только внутреннюю механику работы как таковую.

И это ведь этакий более ээ цивилизованный, интеллектуальный и развёрнутый вид метафоры, которую ДХ показывал Кастанеде в ресторане, ставя предметы на скатерть и говоря, что "это не нагваль, это тональ". Кришнамурти по сути с большой тщательностью запихивает в область "работы ума" весь контент сознания, тем самым позволяет отрефлексировать эту "границу стола".

Сложно изложить ключевую мысль, что ухватил, поскольку получается не менее развесистая клюква, чем требуется самому К. для её первичного изложения :) На какую-то секунду вдруг понимаешь, к чему это всё. И слова ДХ, что "боль — это всего лишь мысль". Типа обычно боль — это самое реальное из всего реального, что только может быть. Но в какой-то момент времени ухватываешь на мгновение, что боль — всего лишь мысль — потому что она находится внутри этой созданной "умом" ээ копии мира.




  • 1

Диссоциация/рефлексия "животного уровня" бессознатель

Под воздействием лекций появилось буквально ощущение в теле ээ присутствия некоей ээ силы. Ну, без какого-то пафоса, скорее даже не появилось ощущение, а начало замечаться. Что-то вроде ээ животного уровня бессознательного. Нечто такое инертное, ленивое, тяжелое, источник желаний и страхов, переживаний болезней и ощущения физической силы, ээ физических потенций в широком смысле. Больше половины повседневного мыслительного фона скорее рационализация тех или иных переживаний и желаний этого ээ внутреннего зверя, нежели независимая работа сознания.

ДАО + декодер ВАКОГ

Но, Кришнамурти может соединять ДОА и декодер ВАКОГ:

Кришнамурти Джидду
Единственная революция
1
Медитация – не бегство от мира, не изолирующая, замкнутая в себе деятельность; скорее – это постижение мира и его путей. Мир мало чего может предложить человеку помимо пищи, одежды, крова и удовольствий с их великими горестями.

Медитация – отход от этого мира; нужно быть целиком и полностью посторонним. Лишь тогда мир имеет смысл, а небеса и земля полны непреходящей красоты. Тогда любовь – это не наслаждение. Из этого возникает действие, не являющееся следствием усилия, противоречия, стремления проявить себя, упоения властью.

Окна комнаты выходили в сад. Тридцатью или сорока футами ниже текла широко разлившаяся река, священная для одних, для других же – прекрасное водное пространство, открытое небесам и великолепию утра. Вы всегда могли видеть другой берег, на нём селение, развесистые деревья и молодые всходы озимой пшеницы. Из этой комнаты вы могли увидеть утреннюю звезду и медленно поднимающееся над деревьями солнце; и река становилась для солнца золотой дорожкой.

Ночью комната погружалась в глубокую тьму, и сквозь широкое окно открывалась вся южная сторона небосклона. Однажды ночью в комнату влетела – громко хлопая крыльями – какая-то птица. Включив свет и встав с постели, увидел её под кроватью. Это была сова. Она была около полутора футов, с необыкновенно широко открытыми огромными глазами и грозным клювом. Мы вглядывались друг в друга совсем близко, разделённые всего несколькими футами. Сова была напугана светом и близостью человека.

Мы глядели друг другу в глаза довольно долго, и всё это время сова сохраняла свою напряжённую и полную свирепого достоинства позу. Были видны и её ужасные когти, и лёгкие перья, и плотно прижатые к телу крылья. Хотелось прикоснуться к ней, погладить, но она не допустила бы этого. Поэтому свет вскоре был выключен, и какое-то время в комнате стояла тишина. Затем послышались взмахи крыльев, в лицо пахнуло ветром, и сова вылетела из окна. Она больше никогда не возвращалась.




Edited at 2016-04-06 10:19 am (UTC)

Это был очень древний храм; утверждалось, что ему может быть более трёх тысяч лет, – но ведь известно, как люди склонны к преувеличениям. Однако, разумеется, храм был древним; сперва там находилось буддийское святилище, а около семисот лет назад, он стал индуистским храмом, и на месте статуи Будды поставили индуистского идола. Странная атмосфера царила в его погружённой во мрак внутренней части, в его залах с колоннами и в длинных коридорах, украшенных великолепной резьбой; пахло летучими мышами и благовониями.

Свершив омовения, поклонники входили в храм небольшими группами, сложив руки; они шли по коридорам, простираясь ниц всякий раз, когда проходили мимо изваяния, облачённого в яркие шелка. В глубине святилища раздавалось пение жреца; приятно было услышать хорошее санскритское произношение. Он не торопился, и слова доносились из недр храма легко и красиво. Здесь были дети, старые женщины и молодые люди. Служащие перед посещением храма снимали свои европейские брюки и пиджаки и надевали дхоти; они сидели или стояли со сложенными руками, с обнажёнными плечами и с выражением глубокой набожности.

Здесь находился водоём, наполненный водой, – священный водоём, со множеством ступеней, ведущих к водоёму вниз, и с колоннами из резного камня, окружавших его. Вы входили в храм после пыльной дороги, полной шума и яркого резкого солнечного света, здесь же царили густые тени, темнота и спокойствие. Здесь не было ни свечей, ни коленопреклонённых людёй, лишь те, что совершали обход святилища, беззвучно шевеля губами и повторяя какую-то молитву.

В тот день после полудня к нам пришёл человек, назвавший себя последователем Веданты. Он говорил по английски очень хорошо, так как получил образование в одном из университетов и обладал ясным, острым умом. Это был юрист с весьма большим заработком; проницательный и несколько встревоженный взгляд был испытующе устремлён на собеседника, как бы что-то взвешивая. По- видимому, он много читал, в том числе кое-что и из западной теологии. Среднего роста, довольно худощавый и высокий, он держался с достоинством адвоката, который выигрывал много дел.

Он сказал: «Я слушал ваши беседы, и то, что вы говорите, – это чистая Веданта, хотя ей, этой древней традиции, придана современная форма». Мы спросили его, что он подразумевает под Ведантой. Он ответил: «Сэр, мы принимает за бесспорное, что существует лишь Брахман, который творит мир и всю его иллюзию, и что Атман, пребывающий внутри каждого человека, есть часть этого Брахмана. Человеку необходимо пробудиться от своего повседневного сознания множественности и проявленного мира почти так же, как он обычно пробуждается ото сна. Подобно тому, как спящий создаёт всю цельность своего сновидения, так и индивидуальное сознание творит весь проявленный мир и других людей. Вы, сэр, не утверждаете всего этого, однако, несомненно, имеете это – ведь вы родились и воспитывались в нашей стране, и хотя большую часть жизни вы и прожили за границей, вы остаётесь частью этой древней традиции. Индия создала вас, нравится вам это или нет; вы созданы Индией и у вас индийский ум. Ваши жесты, ваше спокойствие во время бесед, подобное спокойствию статуи, сама ваша наружность – часть древнего наследия. Ваше учение, несомненно, представляет собой продолжение того, чему древние мудрецы наши учили с незапамятных времён».

– Отбросим в сторону вопрос о том, является ли ваш собеседник индийцем, воспитанным в индийской традиции, обусловленным индийской культурой, и представляет ли он собой итог древнего учения Индии. Прежде всего, он – не индиец, иначе говоря, не принадлежит ни к индийской нации, ни к брахманской общине, хотя и был рождён в их среде. Он отрицает ту самую традицию, которую вы ему приписываете. Он отрицает, что его учение является продолжением древних учений. Он не читал никаких священных книг Индии или Запада, ибо они не нужны человеку, который осознаёт всё то, что происходит в мире – поведение людей, с из бесконечными теориями, с общепринятой пропагандой двух тысяч или пяти тысяч лет, ставшей традицией, истиной, откровением.


Edited at 2016-04-06 10:21 am (UTC)

"Сверхчувственный" субъект

У тебя чтение кр-текстов вызывает интроекции в форме ощущений. Это свёрнутые внутренние генерализации.

Нет, не совсем "ощущения". Вот очередной ээ инсайт родился. Хотя опять кажется банальностью, как пытаюсь оформить словами. У меня ещё со времён чтения "Из лягушек в принцы" много лет назад вопрос был. А тут после очередной лекции К. оформился окончательно.

Вот возьмём простой метамодельный вопрос на референтное ощущение. Типа БиГи на их семинаре спрашивают, мол, "как вы знаете, что Х верно/корректно/правильно". Типа ощущение по средней линии тела — типовой ответ (у меня тоже такое ощущение). Но одновременно ответ на этот вопрос вызывает чрезвычайно необычную и непривычную диссоциацию, тот самый пресловутый, прости господи :), ээ режим ээ свидетельствования.

Осознавая, что мысль "живёт" в теле — что ментальные процессы в очень значительной мере протекают буквально в форме телесных ощущений — мы неизбежно приходим к отделённости "мысли" и "сознания". Поскольку идея об отделённости сознания и тела доступна непосредственному наблюдению — нечто ведь задаёт вопрос "как известно, что ...", в то время, как в теле рождается ответ на этот вопрос, и нечто принимает этот ответ. И это нечто это не просто иная часть тела, не просто иное ощущение — есть что-то сверх простой суммы телесных ощущений.

У Декарта было "мыслю, следовательно существую".

Но мысль принадлежит телу, как стало известно, а сознание это не просто сумма ощущений — и даже не просто сумма ВАКОГ, поскольку при "отсоединении" от всего ВАКОГ — что, пусть даже на мгновение, но достижимо — это "нечто"=сознание функционировать продолжает.

Следовательно, правильно было бы сказать — существую, даже когда не мыслю. Точнее сказать, "нечто" существует.

Трансперсональная проекция «я» . Исчезновение «я»

--У тебя чтение кр-текстов вызывает интроекции в форме ощущений. Это свёрнутые внутренние генерализации.
--Нет, не совсем "ощущения". …Вот возьмём простой метамодельный вопрос на референтное ощущение. Типа БиГи на их семинаре спрашивают, мол, "как вы знаете, что Х верно/корректно/правильно". Типа ощущение по средней линии тела — типовой ответ (у меня тоже такое ощущение). Но одновременно ответ на этот вопрос вызывает чрезвычайно необычную и непривычную диссоциацию, тот самый пресловутый, прости господи :), ээ режим ээ свидетельствования.


О, нет. И ты Брут! И ты про режим/свидетеля. А мне казалось, я эту идею развенчал в пух и прах. Но, ежели, не и не разбил – я так ни разу не получил/не нашёл внятного описания чему этот опыт соответствует.

Осознавая, что мысль "живёт" в теле — что ментальные процессы в очень значительной мере протекают буквально в форме телесных ощущений — мы неизбежно приходим к отделённости "мысли" и "сознания".

Вот, тебе и раз. Одна форма мыслей живёт в теле. А другая живет во внешней плероме.

Поскольку идея об отделённости сознания и тела доступна непосредственному наблюдению — нечто ведь задаёт вопрос "как известно, что ...", в то время, как в теле рождается ответ на этот вопрос, и нечто принимает этот ответ.

Идея отделенности, как и всякая идея, может быть «продемонстрирована» за счет гипнотических средств.

И это нечто это не просто иная часть тела, не просто иное ощущение — есть что-то сверх простой суммы телесных ощущений.

Транс_персонализированная сущность. Это феномен. Его Гроф описал.

У Декарта было "мыслю, следовательно существую". Но мысль принадлежит телу, как стало известно, а сознание это не просто сумма ощущений — и даже не просто сумма ВАКОГ, поскольку при "отсоединении" от всего ВАКОГ — что, пусть даже на мгновение, но достижимо — это "нечто"=сознание функционировать продолжает.

Думаю, что в основе лежит другой ещё более элементарный феномен «продолжения» заслоненной поверхности под заслоняющим краем другой поверхности, экспериментально найденный Гибсоном. Так вот, «я» по Гибсону есть система заслоняющих краев, образованных телом. Продолжение «я» за эти заслоняющие края и есть тот самый монстр присутствия/свидетель и прочее.

Точнее, этого монстра можно было бы назвать «трансперсональным я». Или же это можно назвать реликтовой проекцией «я».

Но, это всё из области иллюзорных восприятий.

И вот, когда эта проекция прекращается, тогда воспринимается другой феномен: некоего бесконечного движения «потока» сверху из-за спины по направлению вперед. На него постоянно указывает Кр. Восприятие этого движения как бы наложено на вульгарную реальность, само оставаясь в области «неизмеримого». А даосы назвали это движение «дао» - путь. Только это как бы самодвижущийся путь.

Следовательно, правильно было бы сказать — существую, даже когда не мыслю. Точнее сказать, "нечто" существует.

Точнее, восприятие есть, а воспринимающего нет. Некому существовать, ибо нет воспринимающего.

Или, - слияние наблюдателя с наблюдаемым, отличающееся тем, что наблюдатель исчезает.

Связующий паттерн экспрессии К.

Зафиксирую мысли по ходу обсуждения экспрессии:

— К. двигается, как если бы у него плечи были связаны верёвкой. Иногда пытается как бы выползти/протиснуться сквозь эту верёвку, вытягивая позвоночник/шею.
— Движения руками — локти, как правило, прижаты к телу, движения руками идут вниз вдоль тела и только в самой нижней точке (плечи опущены, локти полностью выпрямлены) кисти рук как бы освобождаются от этой поперечной скованности.
— Есть жесты "от груди" — но и тогда локти зафиксированы. Обычно же у людей локти участвуют в жестах. Тут они прижаты к начальной точке (к груди сбоку, либо спереди, если жест одной рукой).
— М.б. паттерн движения змеи — похоже на кобру.

Дополнительно, во время отзеркаливания однозначно замечается "внутренняя улыбка" почти что после каждой фразы. Т.е. формально, судя по углу поднятия губ и т.д. он не улыбается, и внешне кажется чрезвычайно серьёзным, за исключением отдельных, не очень частых, моментов. Но при отзеркаливании ощущается, что улыбка уже готова растянуть губы, но при этом не разворачивается в экспрессию.

Намасте-паттерн движения/положений рук, плеч

Зафиксирую мысли по ходу обсуждения экспрессии: — К. двигается, как если бы у него плечи были связаны верёвкой. Иногда пытается как бы выползти/протиснуться сквозь эту верёвку, вытягивая позвоночник/шею. — Движения руками — локти, как правило, прижаты к телу, движения руками идут вниз вдоль тела и только в самой нижней точке (плечи опущены, локти полностью выпрямлены) кисти рук как бы освобождаются от этой поперечной скованности. — Есть жесты "от груди" — но и тогда локти зафиксированы. Обычно же у людей локти участвуют в жестах. Тут они прижаты к начальной точке (к груди сбоку, либо спереди, если жест одной рукой). — М.б. паттерн движения змеи — похоже на кобру.

А у меня такая ассоциация. Эти описанные тобою паттерны есть производное двигательной активности, входящей в восточное приветствие «намасте» (здравствуйте):

--складываются вместе ладони на разных уровнях
--от уровня сердца и даже ещё немного ниже – до уровня «над головой». Чем выше ладони, тем выше адресат приветствия. Уровень вершины головы и выше есть уже приветствие к Богу.

…а вот с положением локтей картина очень интересная. С положением локтей существует некоторое противоречие:

--с одной стороны есть вариант стремления прижимать локти к телу. Этот вариант дает, практически, всю ту картину, которую ты нарисовал. Картину не паттернов самого приветствия «намасте», но картину проявления двигательных паттернов «намасте», проявляющихся в форме теневых паттернов.

--с другой стороны, противоположный вариант приветствия демонстрирует максимальное стремление развести локти при сложенных ладонях при любых положениях ладоней от груди до положения выше головы. Этот вариант приветствия особенно нагляден в исполнении йогов, у которых есть вариант специальной намасте-йоги.

Вот эта внутренняя улыбка

Дополнительно, во время отзеркаливания однозначно замечается "внутренняя улыбка" почти что после каждой фразы. Т.е. формально, судя по углу поднятия губ и т.д. он не улыбается, и внешне кажется чрезвычайно серьёзным, за исключением отдельных, не очень частых, моментов. Но при отзеркаливании ощущается, что улыбка уже готова растянуть губы, но при этом не разворачивается в экспрессию.

Вот эта внутренняя улыбка – это круто.

Это самая крутая вещь о К., которую я узнал.

Будущее и прошлое суть сейчас



(В начале видео звучит, мол, будущее есть сейчас, прошлое есть сейчас.)

Сейчас пришло в голову, что воспринятие такой пресуппозиции ведёт к чему-то вроде высвобождения части внимания, которое обычно направлено на даунтайм-рефлексию координат "прошлого" и "будущего". На вписывание поведения в координаты личной истории/сценария, типа. В случае восприятия пресуппозиции содержания прошлого-будущего в настоящем (а это модельная/буквальная истина — мы вели в небольшом количестве познавательные диалоги на эту тему и приходили к тому же выводу) появляется свобода не делать, типа, двойную работу — указанное вписывание и так произойдёт автоматически во внешнем мире.

Можно сказать, настоящее является моделью/интерфейсом будущего. Текущий день является интерфейсом всех дней, которые придут до конца жизни.

Вообще, в прагматическом ключе такая пресуппозиция/феномен используется в Аптайме и любых терапевтических техниках. Аптайм обладает чудовищной силой воздействия как раз по той причине, что позволяет манипулировать этим "настоящим-как-моделью-вневременного". Воздействие в Аптайм-коммуникации является вызыванием изменений не только "сейчас", но и в этом вневременном (ээ симультанном) прототипе всех будущих актов общения. Любая терапевтическая техника является моделью жизненных процессов.

Edited at 2016-04-22 09:09 pm (UTC)

Общие впечатления:

(В начале видео звучит, мол, будущее есть сейчас, прошлое есть сейчас.)

Общие впечатления:

Экспрессия начала, середины и финала существенно отличается.

Заранее неизвестно, не происходил ли с К. по ходу лекции его так называемый «процесс» - приступ сильнейшей боли.

В начале, практически, нет лево –правой экспрессии.

По ходу всей лекции, практически, нет КГД.

По ходу всей лекции постоянный лёгкий наклон головы направо (он правша) – Ar.

2/3 лекции в интонациях одно только логическое усиление/ударение.

Логическому усилению соответствуют наклоны-движения корпусом головой вперёд.

Эриксонианское обезболивание

Пришла в голову мысль, что техника Эриксонианского обезболивания через декодер содержит/является "медитацией (над болью)":
— фокусирование на переживании (действии), с исчезновением (вытеснением) переживающего (деятеля/актора)
— экстериоризация переживания
— восстановление/фокусирование актора на социальной активности

Похоже на нагвалистский императив "для меня боль — это всего лишь мысль".

Эриксонианское обезболивание как медитация

Совершенно точно!

Медитация (1) Выкл. для мышления

Медитация (1) Выкл. для мышления
http://metapractice.livejournal.com/514878.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account