Previous Entry Share Next Entry
Эффективность Моделирующей Психотерапии (35) Авто фокусирование «самости» из текущих контекстов
П
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/495192.html

(1) Не так уж редка ситуация, когда регулярное пребывание субъекта в некоем проблемном динамичном социальном контексте приводит к «потере» самости.
На слайде описан алгоритм реальной техники, которая была загружена субъекту, жалующемуся на постоянную потерю контакта с собственными желаниями, возникающую в проблемном контексте. Причём, потеря контакта с собственными желаниями устойчивая и склонная распространяться на другие контексты.

(2) Конкретные примененные способы загрузки могут быть изложены по мере поступления вопросов.

(3) Почему, потеря контекста с желаниями была расценена как потеря самости. Ссылки:

Самость (нем. Selbst — «сам», собственная личность) — архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира.

Эго и Самость: их определение и различие

Год издания и номер журнала: 2013, №1
Автор: Кларк М.
Комментарий: Глава из книги М. Кларк «Отношения Эго и Самости в клинической практике: путь к индивидуации» (2013), вышедшей в свет в издательстве Когито-Центр.

«Исследователь должен хотя бы попытаться придать своим концепциям некоторую определенность и точность.»
(Jung, 1921, 409)

В этой главе рассматриваются некоторые затруднения, возникающие в связи с употреблением терминов «эго» и «самость», а также предпринята попытка ответить на вопрос: почему это важно?

Эдвард Эдингер

«Эго и Архетип»

ЧАСТЬ I

Индивидуация и стадии психологического развития

И если верно то, что мы приобрели наше знание до нашего рождения и утратили его в момент рождения, но, впоследствии, благодаря восприятию чувственных объектов с помощью наших органов чувств вновь обрели знание, которым мы некогда владели, я думаю, что то, что мы называем учением, есть восстановление нашего собственного знания...

ПЛАТОН

Федон. Сочинения, т. 2. М, 1970, с. 38.

ГЛАВА I

Инфляция эго

Солнце не преступит положенных мер, а не то его разыщут Эринии, союзницы правды.

ГЕРАКЛИТ



  • 1
Не люблю придираться, но в данном случае непонятны условия переходов по стрелкам. Было бы лучше в стандартной форме.

Условия перехода по стрелкам вверх

Что хочу*

Субъект теряет самость в динамичном проблемном контексте. Он задает сам себе вопрос/ некая часть его автоматически генерирует внутри субъекта вопрос: "чего я хочу?"

Какие ресурсы

Если ответ на предшествующий вопрос получен, но чего-то не хватает, чтобы одно только знание собственного желания запустило его достижение/реализацию, то сам субъект/ его часть генерирует следующий вопрос: "какие ресурсы нужны для реализации моего актуального желания?"

Мета(х+) желание

Если ответ на поиск ресурса для реализации желания не получен, то можно попробовать найти мета желание (мета х-очу. А плюс "+" означает движение по уровням обобщения вверх). Сам вопрос: "Если бы я исполнил своё исходное желание, что чтобы я получил в итоге/чего бы достиг/захотел ещё?"

Вариации способов

Если ответ на вопрос поиска мета+ желания получен, но это мета ж. не имеет тенденции к автореализации, тогда нужно искать для этого ресурсы следующим вопросом: "какими различным способами мета желание могло бы начать реализоваться?"

Фактически, этот вопрос активизирует процесс, подобный созданию новых вариантов поведения в рефрейминге. Только, эти новые варианты достижения мета желания выполняет сознание субъекта.

Процедура рефрейминга

Ежели, поиск новых вариантов на уровне сознания не был плодотворен, то следует инициировать полномасштабный рефрейминг, в котором новые варианты поведения, облегчающие исполнение мета желания, будут обязательно генерированы подсознательно творческой частью.


Edited at 2016-04-13 01:35 pm (UTC)

Условия перехода по стрелкам вниз

Что хочу*

Субъект теряет самость в динамичном проблемном контексте. Он задает сам себе вопрос/ некая часть его автоматически генерирует внутри субъекта вопрос: "чего я хочу?"

Мета(х-) ощущение

Ежели, ответ на вопрос он "желании" не получен, тогда следует определить, какие внутренние ощущения субъект испытывает в проблемном контексте.

Мета(х-) желание

Полученное выше ощущение следует сублимировать в некоторое переживание, связанное с мета желанием = мета(х-) желанием. (х-) означает желание на мета уровень вниз от первичного уровня обнаруженного/ не обнаруженного желания.

Что значит "x-" и "x+"? Как они связаны друг с другом?

Части системы

Х- - мета вниз по уровню иерархии.

х+ - мета вверх по уровню иерархии. Указанные мета связаны между собой как части системы, между которыми есть вставочных уровень системы.

Воскресная школа моделирования


Что насчёт избытка самости?

Тема интересная, но я вот как раз недавно думал о возникновении "избытка" самости.

Нахождение в контекстах, требующее подчёркнутой демонстрации ээ личных качеств. Короче, грубо говоря, выделываться надо, для получения неких социальных ресурсов.

Это имеет, как интроспективно ощущается, два сильно вредных последствия:
(1) Привычка этой ээ выраженно эгоистичной коммуникации генерализуется, начинает расползаться по контекстам. Тормозятся ээ метанойи эффективной коммуникации — буквально уменьшается наблюдательность и скорость реакции (на невербальные сигналы), притупляется интуиция, резко снижается способность к "чтению" мыслей/эмоций.
(2) Притупляются/теряются ээ сущностные/медитативные ощущения. Увеличивается количество/интенсивность/длительность разных эээ "тягот" (ощущений ээ нереализованных потребностей/желаний).

Нет желания изменять самость?

Тема интересная, но я вот как раз недавно думал о возникновении "избытка" самости.

Какой поворот. А в чём проявляется.

Нахождение в контекстах, требующее подчёркнутой демонстрации ээ личных качеств. Короче, грубо говоря, выделываться надо, для получения неких социальных ресурсов.

Контексты социальной «демонстрации».

Это имеет, как интроспективно ощущается, два сильно вредных последствия:

Ну, такие контексты загружают самость с самых разных сторон.

(1) Привычка этой ээ выраженно эгоистичной коммуникации генерализуется, начинает расползаться по контекстам.

А, понял. Ты сильнее чем надо уподобляешь самость и эго. Но, я привел ссылки, которые отмечают, что это не так.

Тормозятся ээ метанойи эффективной коммуникации — буквально уменьшается наблюдательность и скорость реакции (на невербальные сигналы), притупляется интуиция, резко снижается способность к "чтению" мыслей/эмоций.

А вот этот вот переход непонятен. Чем сложнее контекст, тем сильнее должна активизироваться эффективная коммуникация. И так вплоть до контекстов мега стресса.

(2) Притупляются/теряются ээ сущностные/медитативные ощущения.

Но, м.б. ты описываешь эффекты, возникающие от негативных эмоций?

Увеличивается количество/интенсивность/длительность разных эээ "тягот" (ощущений ээ нереализованных потребностей/желаний).

Получается, что в твою самость социальные «демонстрации» не вписаны.

Re: Нет желания изменять самость?

А, понял. Ты сильнее чем надо уподобляешь самость и эго. Но, я привел ссылки, которые отмечают, что это не так.

А я пока не смотрел :) Но, получается, важен вопрос некоей ээ целиком внешней проекции личности.

А вот этот вот переход непонятен. Чем сложнее контекст, тем сильнее должна активизироваться эффективная коммуникация. И так вплоть до контекстов мега стресса.

Скажем так: частные проявления ээ настроя на приоритет личных целей провоцируют/способствуют возникновению общих проявлений. Ну, а в общих проявлениях он очень не эффективен. То есть, грубо говоря, от преследования прагматической эгоцентрической выгоды оказывается полшага до этакой "наркоманской" выгоды стремления к достижению близлежащего удовольствия. Типа становишься в целом ленивым и капризным.

Стресс активизирует все навыки на полную катушку, если нет варианта этого стресса избежать. Если есть этакое намерение воина на преодоление трудностей (по поводу которых генерируется стресс). Если такого настроя нет, то он провоцирует лишь фрустрацию.

Но, м.б. ты описываешь эффекты, возникающие от негативных эмоций?

От любых эмоций. Желания и тяготы суть одно. Этакая дзен-мысль :)

Получается, что в твою самость социальные «демонстрации» не вписаны.

Получается, что мне с трудом даётся сохранение внешнего внимания во время социальных демонстраций. Но это затруднение, мне кажется, является неким общим местом, то есть вряд ли свойственно мне одному.

Re: Нет желания изменять самость?

--А, понял. Ты сильнее, чем надо уподобляешь самость и эго. Но, я привел ссылки, которые отмечают, что это не так.
--А я пока не смотрел :)


Достаточно бросить взгляд.

Но, получается, важен вопрос некоей ээ целиком внешней проекции личности.

Почему обязательно внешней. Самость в роли архетипа есть нечто внешнее и есть нечто внутреннее.

--А вот этот вот переход непонятен. Чем сложнее контекст, тем сильнее должна активизироваться эффективная коммуникация. И так вплоть до контекстов мега стресса.
--Скажем так: частные проявления ээ настроя на приоритет личных целей провоцируют/способствуют возникновению общих проявлений. Ну, а в общих проявлениях он очень не эффективен.


Ммм, ты знаешь, это не обязательно такая связь должна быть. Что если личное – то коммуникация страдает. Т.е. такая связь может быть, а может и не быть. Это индивидуально.

Ну, и конечно, после тренировки такой связи не будет.

То есть, грубо говоря, от преследования прагматической эгоцентрической выгоды оказывается полшага до этакой "наркоманской" выгоды стремления к достижению близлежащего удовольствия. Типа становишься в целом ленивым и капризным.

А, ну понял. В настоящее время, я так думаю, что это типа шелдоновских сомато-психических типов. Там есть такой тип – соматотоник. Субъект, у которого в силу почти прирождённых причин важна сосредоточенность на висцеральных (от внутренних органов) ощущениях.

Вот, я сам как раз такой соматотоник. Поэтому, реализация темы «достижение близлежащего удовольствия» переводит меня в состояние проглотившего чего-то удава.

Как-то так.

Но, и это перетренируется – меняется от тренировки.

Стресс активизирует все навыки на полную катушку, если нет варианта этого стресса избежать. Если есть этакое намерение воина на преодоление трудностей (по поводу которых генерируется стресс). Если такого настроя нет, то он провоцирует лишь фрустрацию.

Это ты совершенно точно.

Можно добавить, что есть куда направить энергию стресса –типа на техническую сторону эффективной экспрессии, то будет преобладать адаптивная реакция. И напротив.

--Но, м.б. ты описываешь эффекты, возникающие от негативных эмоций?
--От любых эмоций. Желания и тяготы суть одно. Этакая дзен-мысль :)


Да уж. Я едва удерживаюсь от д-сентенций.

--Получается, что в твою самость социальные «демонстрации» не вписаны.
--Получается, что мне с трудом даётся сохранение внешнего внимания во время социальных демонстраций. Но это затруднение, мне кажется, является неким общим местом, то есть вряд ли свойствен


Вот, это мне удивительно. Ежели бы, у тебя был маленький опыт соц. дем, я бы это понял.

По мере накопления опыта необходимой социальной демонстративной экспрессии естественным путем формируется привычка отнимать внимание от личного.

Re: Нет желания изменять самость?

Вот, это мне удивительно. Ежели бы, у тебя был маленький опыт соц. дем, я бы это понял.

По мере накопления опыта необходимой социальной демонстративной экспрессии естественным путем формируется привычка отнимать внимание от личного.


Да тут презабавные эффекты есть даже на ээ микроуровне. Вот, скажем, самое произнесение вслух слов "я", "мне", "моё" является весьма сильным якорем даунтайма.

"Я" последняя среди букв и первая среди смыслов.

Кажется, именно этот феномен отмечен в народной мудрости словами: "я" последняя буква в алфавите.

Народная мудрость имела ввиду, что "я" последняя в роли буквы, но первая в роли смыслов.

Edited at 2016-04-15 04:22 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account