Previous Entry Share Next Entry
Свободен! Наконец-то свободен! (1) Своя ментальность/эмоции – чужая ментальность
Red Tailed Hawk
metanymous wrote in metapractice
СВОБОДА В ПСИХОЛОГИИ

Решил несколько расширить постановку вопроса, заданного Всеславрусом:

Свои \ чужие эмоции; стирание кинестетики
vseslavrus
Попрактиковал немного ЕМДР-рекапитуляцию. При движениях глаз не вербализовал эту формулу "Свои чувства забираю, чужие - выбрасываю", но имел ее в фоне, в качестве пресуппозиции.

Еще месяца 2-3 назад хотел спросить:
1. А какие это "свои", и какие "чужие" эмоции?
2. И почему "свои" оставляю себе, если ЕМДР стирает кинестетику?

Сейчас есть результаты самонаблюдения:
2. Кинестетика от непосредственного переживания и впрямь стирается. Я бы сказал, используя красивые слова Гриндера, что я освободился от тирании кинестетики в тех воспоминаниях, которые были мне неприятны. Эти воспоминания "разблокированы" в моей памяти, я снова имею к ним доступ. Я их принимаю.

(Кстати, обратим внимание на очевидную этимологию "приятности" и "принятия" - эти понятия взаимосвязаны; "приятный" буквально обозначает "то, что принимаешь", "неприятный" - "то, что трудно \ сложно \ невозможно принять".)

1. Теперь про "свои" и "чужие".
Как отличить одно от другого?
http://metapractice.livejournal.com/500618.html?thread=13102986#t13102986





  • 1

Чувства: какие свои, а какие чужие?

Честно говоря, за всеми техническими нюансами я даже между строк не могу углядеть хотя бы намёк на эээ формальные критерии разграничения чувств на "свои" и "чужие".

Прокрутив в голове несколько моделей \ концепций из НЛП и метапрактика, я подумал вот что: может быть, на роль такого разграничителя подойдёт НАМЕРЕНИЕ?

1. Как мы уже видели \ читали у КК, материалом для рекапитуляции является коммуникация с людьми, а не созерцание пейзажей или общение с животными.

2. Чувства-ощущения-эмоции, порождаемые в процессе коммуникации, испытываются конкретным рассматриваемым индивидом (в пределах его организма), который занимается рекапитуляцией.

3. Несколько наивно было бы разделять эти чувства по признаку "нравится ч. = свое" \ "не нравится ч. = чужое", хотя такая дихотомия и напрашивается сама собой. Так, например, герой романа "Овод", когда при пытках не сдавал своих, чувства, которые он при этом испытывал, явно были ему неприятны, но это были ЕГО чувства. Несколько сложнее подобрать подобный аналог на другой чаше весов: приятные, но ЧУЖИЕ чувства.

4. На мой взгляд, разграничить СВОИ и ЧУЖИЕ чувства можно через категорию \ модель намерения:
- если некоторое чувство возникло во мне как результат реализации МОЕГО намерения в коммуникации, то это МОЕ (СВОЕ) чувство;
- если некоторое чувство возникло во мне как результат реализации ЧУЖОГО намерения в коммуникации, то это ЧУЖОЕ чувство (хотя и переживается мной).

Очевидно, эта классификация не описывает всех возможных чувств от коммуникации. Но ее можно взять за точку отсчета.

5. Если пойти дальше, можно предположить следующие типовые коммуникационные исходы, кроме упомянутых выше, наложенные на матрицу "я-собеседник":
- win-lose: я реализую свое намерение, собеседник - нет;
- lose-win: я не реализую свое намерение, собеседник - реализует;
- win-win: я реализую свое намерение, собеседник - свое.

(Теперь вернемся к сложности, которую я испытывал выше: трудно подобрать пример для "приятного, но ЧУЖОГО чувства" - как раз потому, что здесь происходит win-win, некое намерение индивида всё же реализуется. Например, нелюбимая работа: приносит деньги, но не удовольствие от самореализации. Слабый win индивида на фоне сильного WIN'a системы, с которой у него происходит коммуникация. Здесь уже дальше начинается разговор об иерархии ценностей.)

Н-рекап. - все чужие; П-рекап. - чужие нересурсные

Честно говоря, за всеми техническими нюансами я даже между строк не могу углядеть хотя бы намёк на эээ формальные критерии разграничения чувств на "свои" и "чужие".

Честно говоря, я ещё не дал прямой развёрнутый ответ на твой прямой вопрос как отличать свои чувства от чужих. Я только этот ответ подготавливал. Ну, и по ходу подготовки мы, как всегда, зацепили несколько новых тем. Но я его дам обязательно. М.б. за сегодняшний вечер.

Прокрутив в голове несколько моделей \ концепций из НЛП и метапрактика, я подумал вот что: может быть, на роль такого разграничителя подойдёт НАМЕРЕНИЕ?

Намерение как процесс? Намерение с конкретным содержанием?

1. Как мы уже видели \ читали у КК, материалом для рекапитуляции является коммуникация с людьми, а не созерцание пейзажей или общение с животными.

Совершенно верно. Материал для н-рекапитуляции это на сто межчеловеческое взаимодействие.

2. Чувства-ощущения-эмоции, порождаемые в процессе коммуникации, испытываются конкретным рассматриваемым индивидом (в пределах его организма), который занимается рекапитуляцией.

Да, мы рассматриваем вопрос различения «своих» и «чужих» чувств среди кинестетики, которую испытывает субъект в отношении своих воспоминаний, которые он решил подвергнуть п-рекапитуляции (психологической рекапитуляции).

3. Несколько наивно было бы разделять эти чувства по признаку "нравится ч. = свое" \ "не нравится ч. = чужое", хотя такая дихотомия и напрашивается сама собой.

К сожалению, критерий нравится-не нравится не является значимым для разделения чувства на свои-чужие. Например, я реально как-то шёл и упал. И сломал ногу. И из этого случая произошло потом всяких приключений на полгода. И даже больше. Этот опыт мне жутко не нравится. Весь. Но, этот опыт от начала до конца есть «мой». Это моя «шишка», на которой я м.б. чему-то научился. А м.б. и не научился. Всё равно, это мой опыт.

А вот, некоторые чувства из этого опыта не есть «мои». Некоторые мои собственные чувства в опыте «переломанной ноги» были усилены, а некоторые ослаблены тем, что мои чувства были заранее запрограммированы влиянием моих близких людей. Например, мой отец преодолел в молодости жуткую травму и это влияло на меня совершенно отчётливо: в тяжелые минуты я так и думал типа «батька смог со своей травмой справиться и мне ПО ЕГО ПРИМЕРУ надо справиться со своей. И т.п.

Так, например, герой романа "Овод", когда при пытках не сдавал своих, чувства, которые он при этом испытывал, явно были ему неприятны, но это были ЕГО чувства. Несколько сложнее подобрать подобный аналог на другой чаше весов: приятные, но ЧУЖИЕ чувства.

Ну вот, когда мы разбираемся с импринтами/ реимпринтами мы используем/ он есть в нашем распоряжении – есть инструментарий, который позволяет совершенно точно выделить в своём опыте и чувствах включения чужого опыта и чувств.

4. На мой взгляд, разграничить СВОИ и ЧУЖИЕ чувства можно через категорию \ модель намерения: - если некоторое чувство возникло во мне как результат реализации МОЕГО намерения в коммуникации, то это МОЕ (СВОЕ) чувство;

Но, что если это «твое» намерение тебе было внушено кем-то другим?
Тогда, для п-рекапитуляции будет важно, является ли это намерение для тебя в целом ресурсным или не является.

- если некоторое чувство возникло во мне как результат реализации ЧУЖОГО намерения в коммуникации, то это ЧУЖОЕ чувство (хотя и переживается мной).

Ну, в школе в результате чужого намерения и чувств твоей учительницы начальных классов ты научился арифметике и правописанию.

Для н-рекапитуляции такой опыт м.б. надо переработать, несмотря на весь его позитив.
А для п-рекапитуляции этот опыт не полежит.

Очевидно, эта классификация не описывает всех возможных чувств от коммуникации.
Но ее можно взять за точку отсчета.


(1) Надо чётко различать н/п-рекапитуляции. У них разные цели. И, как мы обнаружили, и технические средства разные. Выбор материала разный. В каждой из них разное дыхание.

(2) Для н-рекапитуляции любые чужие чувства требуют переработки. И ресурсные и нересурсные. А для п-рекапитуляции перерабатывать «чужие» ресурсные чувства следует только по специальному показанию/ требованию.

Трёхпозиционное описание?

Ну вот, когда мы разбираемся с импринтами/ реимпринтами мы используем/ он есть в нашем распоряжении – есть инструментарий, который позволяет совершенно точно выделить в своём опыте и чувствах включения чужого опыта и чувств.

Что же там такого принципиально отличного? Трехпозиционное описание?

Импринт есть некая вербалистика

--Ну вот, когда мы разбираемся с импринтами/ реимпринтами мы используем/ он есть в нашем распоряжении – есть инструментарий, который позволяет совершенно точно выделить в своём опыте и чувствах включения чужого опыта и чувств.
--Что же там такого принципиально отличного? Трехпозиционное описание?


Ну, давай вспомним, что импринты бывают:

--с ролевым моделированием
--без ролевого м.

…но, в любом случае, для паттерна импринта характерно наличие некоего вербального компонента. Это что-то вроде «убеждения» - некая форма мысли разной степени оформленности, которая придает значение импринтному опыту.

Ежели импринт ресурсный, мы большого значения ему не придаём. А если он антиресурсный, тогда проблемой является некая смутность импринтной вербалистики/ убеждения.

Дилтс предлагал такой простой тест на наличие/ отсутствие нересурсного импринта:

--следует простым сознательным намерением представить, что нересурс просто исчез
--затем сделать паузу и ждать
--затем, чаще в виде ассоциации проявляется само импринтное убеждение, которое объясняет почему исчезновение нересурса ни в коем случае невозможно

Win-win на дуэли

5. Если пойти дальше, можно предположить следующие типовые коммуникационные исходы, кроме упомянутых выше, наложенные на матрицу "я-собеседник":
- win-lose: я реализую свое намерение, собеседник - нет;


Замечательный критерий. Ну, тогда можно рассматривать не только «намерение», но и любые иные сходные категории:

--цели
--интересы
--ценности
--желания

… и т.п.

- lose-win: я не реализую свое намерение, собеседник - реализует;
- win-win: я реализую свое намерение, собеседник - свое.


Например, мой собеседник хочет меня убить. А я хочу выпить чаю. Я выпиваю чай, а мой собеседник меня после этого убивает. Win-win – на 100%.

Ну, или без парадоксов. Ситуация дуэли. Каждый из участников хочет убить другого и убивает.

П-рекапитуляция Моцарта

(Теперь вернемся к сложности, которую я испытывал выше: трудно подобрать пример для "приятного, но ЧУЖОГО чувства" - как раз потому, что здесь происходит win-win, некое намерение индивида всё же реализуется. Например, нелюбимая работа: приносит деньги, но не удовольствие от самореализации.

Ну, почему? Вот, мой старший сын в начале своей трудовой карьеры (нет опыта работы) нашел человека, который ХОТЕЛ сделать из него специалиста. И сделал. И, конечно, заработал на этом. Но и сын выиграл, в короткое время приобрёл редкий проф. опыт и быстро встал на ноги по заработкам.

Слабый win индивида на фоне сильного WIN'a системы, с которой у него происходит коммуникация. Здесь уже дальше начинается разговор об иерархии ценностей.)

Здесь уже начинается разговор о количественных критериях. А это не очень.

Так что «много денег на нелюбимой работе» следует рассматривать не в рабочем контексте работодатель-работник, но в контексте, в котором работник получил пример возможности зарабатывать на неинтересной работе.

Например, я реально знаю молодого парня, у которого всё с образованием и головой в порядке. Но, который органически не может работать на не интересной работе.

И что надо п-рекапитулировать композитору Раймонду Паулсу, которого в детстве сильно принуждали заниматься музыкой.

Кстати, и Моцарта принуждали.

Даже "внушённые" навыки эффективней от очищения

Кажется, вы подразумеваете, что мол от "рекапитулирования" некоих "внушённых" навыков будет страдать их эффективность. Но это ведь очень странная мысль! От очищения уже выученных навыков от всяких эмоциональных ээ наслоений их эффективность может только возрасти.

Т.е. тут просто возникает разделение: с личностью работаем отдельно, с навыками отдельно.

Возможно, если навыки тянули за собой некие сильные ээ импринты, потребуется их заново прикрепить к неким стартовым/мотивационным ээ личностным триггерам.

Мышление=личность. Интеллект=соц.-роли

Кажется, вы подразумеваете, что мол от "рекапитулирования" некоих "внушённых" навыков будет страдать их эффективность.

Ну, я думаю общего случая здесь нет:

--некоторые ресурсные импринтированные навыки от рекапитулирования останутся без изменения
--некоторые, м.б. даже улучшаться
--некоторые импринтированные навыки после рекапитуляции могут ухудшиться

…стоит вспомнить пример из кн. Росси, когда больной раком бизнесмен несколько раз полностью вылечивался от рака на основе плацебо, которое он получал от медиков. И он же, терял способность/ качество своего плацебо-излечения, когда его просвещали в чём было дело.

Но это ведь очень странная мысль! От очищения уже выученных навыков от всяких эмоциональных ээ наслоений их эффективность может только возрасти.

Ну, от эмоциональных наслоений технический навык может выиграть, а может и проиграть. Наслоения могут результировать в существенные мотивации для исполнения навыка. А без мотиваций навык может быть не рразработан настолько, чтобы работать

Т.е. тут просто возникает разделение: с личностью работаем отдельно, с навыками отдельно.

Видишь ли, я сам продвигал концепцию высшей формы навыка, который должен быть реализован в любом состоянии. Пьяный или больной мастер всё ещё мастер. С одной стороны.

Но, с другой стороны, навыки отделенные от всего есть карго-конструкция. В человеке всё соединено. Эмоции эволюция создала в срОщенном с деятельностью виде.

Вообще-то говоря, мышление есть личностное свойство/ способность/ навык.
Интеллект есть социально-ролевое, характерологическое образование. Нет чистого интеллекта. Чистый интеллект есть карго-конструкция.

Ежели, когда-то появится ИИ, он сразу будет иметь социально-ролевые характерологические свойства!

А, ежели, не дай бог, нейросетевикам появится возможность закачивать в голову бедных подопытных кроликов "сразу чистое мышление», то они тем самым, будут закачивать в головы новые личности! Чистое мышление есть карго-конструкция.

Возможно, если навыки тянули за собой некие сильные ээ импринты, потребуется их заново прикрепить к неким стартовым/мотивационным ээ личностным триггерам.

В реале, за всеми навыками всегда скрываются те или иные импринты.

Знание как вещь в себе

Ну, от эмоциональных наслоений технический навык может выиграть, а может и проиграть. Наслоения могут результировать в существенные мотивации для исполнения навыка. А без мотиваций навык может быть не рразработан настолько, чтобы работать

Ну т.е. навык надо будет "перецепить" к ээ подчищенной от рекапитуляции личности. Личность задаёт и поддерживает контекст для реализации навыка.

Это если навык обязательно требует социального контекста (т.е. является профессиональным занятием).

Для меня детские воспоминания о программировании (а я начал приобщаться буквально в дошкольном возрасте, и далее понемного осваивал то да сё, разные языки программирования, всякую фигню писал и т.д.) являются в нынешнем возрасте в большей мере антиресурсом, чем ресурсом.

Поскольку оно оказывается занятием более сложным, унылым, но при этом тупым, рутинным, алгоритмизированным, чем как я его помню с детских воспоминаний. Точнее говоря, детские воспоминания являются этаким недостижимым ностальгическим "иксланом", время от времени возникая в голове.

Я даже субмодальности текстового редактора подобному алгоритму мотивационному подчиняю, как сейчас понял:
— примерно раз в месяц, не чаще, выставляю этакую мистически-таинственную цветовую схему, типа субмодальности "интереса", "загадочности", которыми отдают детские воспоминания
— всё остальное время тщательно любые признаки подобных субмодальностей вычищаю, оставляя такую нейтральную, безэмоциональную схему

Эффективность моего труда с годами чудовищно возрастает.

В реале, за всеми навыками всегда скрываются те или иные импринты.

Хм:

As a six-year-old child Erickson was apparently handicapped with dyslexia. Try as she might, his teacher could not convince him that a “3” and an “m” were not the same. One day the teacher wrote a 3 and then an m by guiding his hand with her own. Still Erickson could not recognize the difference. Suddenly he experienced a spontaneous visual hallucination in which he saw the difference in a blinding flash of light.

E: Can you image how bewildering it is? Then one day, it’s so amazing, there was a sudden burst of atomic light. I saw the m and I saw the 3. The m was standing on its legs and the 3 was on its side with the legs sticking out. The blinding flash of light! It was so bright! It cast into oblivion every other thing. There was a blinding flash of light and in the center of that terrible outburst of light were the 3 and the m.

Будучи шестилеткой Эриксон, очевидно, был с задержкой развития — дислексией. Стараясь изо всех сил, его учитель не могла убедить его, что "3" и "m" были не одним и тем же. Однажды учитель написала 3 и затем m, направляя его руку своей собственной. И всё равно Эриксон не мог распознать различие. Внезапно он пережил спонтанную визуальную галлюцинацию, в которой он увидел разницу в ослепительной вспышке света.

Э: Можете ли вы вообразить, насколько это озадачивающе? Затем, однажды, это так изумительно, был внезапный взрыв атомного света. Я увидел m и я увидел 3. m стояла на своих ножках, а 3 была на своём боку с торчащими ножками. Ослепительная вспышка света! Она была такой яркой! Она бросила в забвение все другие вещи. Была ослепительная вспышка света и в центре этого ужасного взрыва света были 3 и m.


Вроде и есть импринт (училка явно помогла), но как-то не кажется, что даже полное стирание (коим рекапитуляция не является) её усилий привело бы к забвению самого такого ээ опыта ээ постижения.

Сублимация ВАЗИ; Вспышка мегамотивации метаизменений

Личность задаёт и поддерживает контекст для реализации навыка. Это если навык обязательно требует социального контекста (т.е. является профессиональным занятием).

А разве навык может существовать вне хоть какого социального контекста?
Даже навыки выживания Робинзона Круза на необитаемом острове без малейшей надежды на возвращение были вне социального контекста?

Для меня детские воспоминания о программировании … являются в нынешнем возрасте в большей мере антиресурсом, чем ресурсом.

Для меня раннее дошкольное авиа-конструирование в голове является таким антиресурсом. В те времена не было никаких технических средств для реализации.

Точнее говоря, детские воспоминания являются этаким недостижимым ностальгическим "иксланом", время от времени возникая в голове.

Но, и в твоём и в моём случае проблема в недостаточной сублимации энергии детского ВАЗИ (детской гениальной части) во взрослой жизни. Этот момент пробит в «Предпосылках к личной гениальности».

Я даже субмодальности текстового редактора подобному алгоритму мотивационному подчиняю, как сейчас понял:
— примерно раз в месяц, не чаще, выставляю этакую мистически-таинственную цветовую схему, типа субмодальности "интереса", "загадочности", которыми отдают детские воспоминания
— всё остальное время тщательно любые признаки подобных субмодальностей вычищаю, оставляя такую нейтральную, безэмоциональную схему


Это попытка сублимации детского демона программирования.

Эффективность моего труда с годами чудовищно возрастает./i>

Это прирастание эффективности следует моделировать на уровне лично для себя. Ибо, придёт возраст, когда спонтанное прирастание эффективности прекратиться. Но, ежели у тебя будет личная модель, то она вернёт неограниченное прирастание эффективности.

--Ослепительная вспышка света! Она была такой яркой! Она бросила в забвение все другие вещи. Была ослепительная вспышка света и в центре этого ужасного взрыва света были 3 и m.
--Вроде и есть импринт (училка явно помогла), но как-то не кажется, что даже полное стирание (коим рекапитуляция не является) её усилий привело бы к забвению самого такого ээ опыта ээ постижения.


Ну, как же ты не видишь! Это пример вовсе не о школьном опыте. Это пример о мета опыте изменений. И он весь построен на особенной мотивации, которая находит воплощение на интерфейсе этой трансперсональной вспышки. Убери мотивацию и не будет мета трансформации.

Этот опыт заложил основу того, что в дальнейшем Эриксон стал таким «изменятелем» человеческого опыта.

Кстати, следующая «вспышка» была по поводу спасения от неминуемой полиомиелитной смерти. Тот самый трансперсональный восход солнца, который следует увидеть, а потом уже и умереть не страшно.


Сохранение ресурсов во время интеграции

Так что «много денег на нелюбимой работе» следует рассматривать не в рабочем контексте работодатель-работник, но в контексте, в котором работник получил пример возможности зарабатывать на неинтересной работе.
Например, я реально знаю молодого парня, у которого всё с образованием и головой в порядке. Но, который органически не может работать на не интересной работе.
И что надо п-рекапитулировать композитору Раймонду Паулсу, которого в детстве сильно принуждали заниматься музыкой.
Кстати, и Моцарта принуждали.


Нашёл в "Frogs into princess". Разговор идёт о "лечении"/реинтеграции множественной личности — мол надо знать, какая модель частей была у терапевта, который её индуцировал.

She didn't think that this was bad, by the way. Her description was
that he pulled the peg out so that they all became more apparent as
separate personalities, and now they were going to go back through
and make them all into one again. The tragic thing is that when he
succeeded in integrating her, she had total amnesia for her entire life,
and was a drip as far as I could tell. She had these great parts. She had a
sexy part that was just rrrnnnhhhl Another part told jokes and was
really corny. Another part was very shy and coy. But when he "cured"
her, she had amnesia for her entire life and she had none of the
resources of any of those parts. She was just dull.
Now I don't think that you can wipe out parts. So I kept mentioning
the names of the parts that I liked, and I got really great unconscious
responses from her. They were still there, but they weren't fully
available to her.
To do a good job with a multiple personality, I think you need to
know the model of the therapist that created it. Some therapists' model
of multiple personality is that you have all these parts and an
unconscious that runs the program. That's one model, a very common
one. The way you'd integrate that one is totally different than you
would some other model. This guy's model was that there were three
parts here and they had their own unconscious, and then there were
two parts over here and they had an unconscious, and then there was
an unconscious for these two unconsciouses, and so on. It was really
stacked in levels. When you integrated, you would always have to
integrate at the same logical level. My guess is that he didn't do that,
and that is how he got so much amnesia.
http://meta-eugzol.livejournal.com/16860.html?thread=138204#t138204

У нагвалистов порядок интеграции "от конца к началу" наверняка тоже неспроста — так больше шансов случайно не затереть какой-нибудь ресурс.

Множественные личности на выбор

Нашёл в "Frogs into princess". Разговор идёт о "лечении"/реинтеграции множественной личности — мол надо знать, какая модель частей была у терапевта, который её индуцировал.

Ну, мы можем уверенно уточнить БиГов. Множественные части личности формируются у субъекта стихийно от большого числа совершенно различных причин/ контекстов:

Происхождение множественных частей личности
http://www.slideshare.net/AnatolyTkachev/ss-56428454


А какой порядок в этом всём?

Ну так они ведь и семинар ведут не для психотиков с множественной личностью и даже не для людей, которые постоянно лечением таких занимаются. Так что это типа метафора. А какой порядок можно найти в "стихийно" сформированных частях? По меньшей мере правило БиГов предписывает, ежели заниматься полной интеграцией частей, то начинать с феноменологически более близких.

Социально природный порядок

Да, части сами заорганизованы в некий порядок и систему. Так что всегда стоит задача диагностики структуры устройства личности на сознательно ми подсознательном уровне.

Т.е. рекомендация получить подсказку от терапевта об организации структуры множественных личностей это рекомендация прокатиться на халяву.

Третье рождение третьего внимания

У нагвалистов порядок интеграции "от конца к началу" наверняка тоже неспроста — так больше шансов случайно не затереть какой-нибудь ресурс.

Такой порядок создает направленность/ генерализацию на процесс рождения.

Переход в состояние третьего внимания в форме энергетического кокона становиться подобен рождению.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account