?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Ресурсы нагвализма (N+4) Рекапитуляция — рекапитуляция
поиск
meta_eugzol wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/519033.html

Ранее не акцентировавшиеся тезисы и накопившиееся вопросы по рекапитуляции.

(1) Нагвалистская рекапитуляция идёт последовательно-непрерывно.

Раз за разом до победного конца.

В итоге она приводит к оплате "билета в безупречность" — знаковой тотальной "невезухе" в жизни, разрывом всех личных и социальных связей и отношений, заканчивающейся смертью. Иногда смерть всего лишь клиническая или символическая (как я понимаю, в том случае, если субъекту повезло иметь не завершённую "миссию" на этой земле).

Психологическая рекапитуляция должна идти по другой схеме. По какой?

Во-первых, началось всё с того, что было обнаружено, что сама двигательно-дыхательная техника обработки контента (сердцевинная часть рекапитуляции) имеет быстродействующий и глубокий терапевтический эффект (который с помощью EMDR или рефрейминга, например, получить было бы на порядок дольше). Мой собственный небольшой опыт подтверждает её действенность для неких сильных (с интенсивными переживаниями) и долгих (имеющих корни в довольно далёком прошлом) проблем.

Но одновременно есть и примечательная заковыристость — рекапитуляция требует идти от начала до конца; следовательно, кроме прочего, проблема должна быть заранее хорошо прометамоделирована, ограничена. Если прервать терапию на середине, то контент начинает раскрываться и обострятся, примерно как описано в опытах Грофа с раскрытием некоего недообработанного "глубинного опыта". Требуется аккуратно завершать подходы.

Другой аспект — и дальше описание будет несколько субъективным и наверняка не вполне точным — двигательно-дыхательная рекапитуляция на месте проблемы, в отличие от отточенных временем терапевтических техник, создаёт как бы пустое место. Вырывает проблему, так сказать, с корнем. Это получается вполне такая аккуратная выемка без острых краёв и зазубрин, а поверх неё возникает этакая аккуратная "заплатка" (я ведь предупреждал, что описание будет так себе?), так что речь не идёт о некоей паталогической пустоте типа депрессии, или одиночества, или ещё какой такой чепухе.

Но пустота требует заполнения. Т.е. во время классической терапии мы должны поддерживать экологический инвариант "соблюсти баланс между позитивным и негативным контентом ума". Во время необычной терапии с помощью техник "двойного назначения" добавляется другой важный инвариант — "соблюсти баланс КОЛИЧЕСТВА контента ума".

Второй вопрос — применение рекапитуляции как генеративной техники развития. В таком случае мы хотим в точности по поговорке и на ёлку забраться, и руки не поцарапать.

То есть получить:
— полезные терапевтические эффекты
— потенциал — т.е. организовать себе лишь небольшой шанс — преодоления порога "третьего внимания" после физической смерти (в отличие от настоящих нагвалистов, которые стремятся эти шансы увеличить себе с гарантией и избытком)

(2) Для такой задачи требуется стремиться получить подсознательную генерализацию (кстати, как только вы реальным практикам нагвализма, которые на просторах интернета встречаются весьма хардкорные, начнёте рассказывать про "автотехники рекапитуляции", они начнут плеваться — это хороший знак) техники рекапитуляции.

Логика, насколько я понимаю, примерно такая: имея/получив подобную генерализацию (т.е. "автонавык"), мы до поры до времени притормаживаем тотальную рекапитуляцию всего контента сознания, но в решающий момент (если повезёт, то в глубокой старости) подсознание вдруг получает сигнал из внешнего мира, что "пора", и скоротечным процессом на фоне отточенного навыка дочищает всё оставшееся содержимое "ума", будучи в конце процесса подготовленным к финальному переходу настолько хорошо, насколько это возможно.

Каковы критерии полученной генерализации? Ответ не известен. Возможные варианты:
— некое качество или символическое содержание снов (какое?)
— некое значимое общее улучшение "высших психических функций", увеличение свободного внимания, облегчение фокусировки на внешнем мире или глубокой рефлексии на некоем внутреннем предмете размышлений
— реализация ментальных функций с неким новым качеством (каким?)
— сенсорно-двигательная генерализация (какая?)
— общие значимые жизненные изменения (какие конкретно?)
— что ещё?

(3) Составление списков.

Идея в том, что список не относительно значимых персон и контекстов (мест), а относительно значимых переживаний (эмоций), будет работать более продуктивно. Можно ожидать, что на нём быстрей возникнет генерализация (т.к. подсознание большему научится на примере трёх разных эмоций, чем трёх разных людей-мест, которые вполне возможно что будут построены вокруг одного и того же переживания). Заодно работа над онтологией эмоций полезна и сама по себе + вид этой онтологии будет практически наглядным планом действий для дополнительного "заполнения пустых мест контентом", о необходимости которой шла речь выше (для применения практики рекапитуляции для "обычных людей").

Другой вопрос — в том, что составление подобного списка эмоций дело безусловно полезное, сомнений нет. Но нужно ли увлекаться рекапитуляцией по всей онтологии, если цель получить генерализацию? Или скорее подойдёт некий выборочный проход по отдельным переживаниям из списка, к каждому из которых подбирается небольшое количество (м.б. даже один) знаковых примеров?

Список должен обязательно быть "не линейным", например, содержать некие более общие разделы (какие, например?). Закладывание в список неких организующих/упорядочивающих принципов обеспечит более простой запуск генерализации.

(4) Сама двигательно-дыхательная техника. В ней вот сколько варьируемых параметров:

а) Общее направление — откуда куда делаем вдох, откуда куда выдох

б) Двухфазное движение или многофазное.

Двухфазное: начало в крайнем положении на плече, вдох с поворотом на 180 градусов, выдох с поворотом на 180 градусов обратно.

Многофазное.
Первая часть, "выдох образа": начало в центре, вдох с поворотом на 90 градусов вбок, поворото без дыхания обратно в центр, полный выдох, далее без дыхания — доворот на 90 градусов в другой бок без дыхания, поворот на 180 градусов на другое плечо, снова поворот на 180 градусов на другое плечо, возврат в центральное положение. Повтор.
Вторая часть, "отдаём чужую/забираем свою энергию из образа": начало на боку, вдох с поворотом на 180 градусов, выдох с поворотом на 180 градусов обратно, далее без дыхания — поворот на 180 градусов, снова поворот на 180 градусов. Повтор.

(5) Контент для рекапитуляции. Нагвалисты не перерабатывали два типа контента:
— встречи с "духом"
— подарок своим бывшим возлюбленным

Первое позволяет сохранять контакт с религиозной традицией "нагвализма", чтобы энергия этих воспоминаний не рассеялась/сублимировалась в разные жизненные интересы. Второе позволяет сохранять в некоей "сигнальной интенсивности" чувство контакта с социумом, чтобы не превратиться в мизантропа.

А для моделистов и прочих обывателей что требуется? Избегать рекапитуляции неких ресурсных импринтов, обеспечивших выбор увлечений/профессий и контакт с ресурсными друзьями?

(6) Разведение стимулов для применения рекапитуляции и других техник.

а) Рекапитуляция и техника "выталкивания ощущений".

Техник выталкивания ощущений две штуки (нужны точные цитаты из книг для проверки технической правильности). Обе выполняются левой рукой (а для полных левшей — правой, или нет?).

Первая: стоять прямо, согнуть руку в локте на 90 градусов (выставив прямо перед собой), кисть, направив ладонью вниз, свернуть, как если бы взялись за некую небольшую ручку/педаль. Вращать эту педаль (рука будет смещаться вперёд-назад и вверх-низ) до возникновения ощущения тяжести в кисти.

Вторая: положение тела любое. Руку вытянуть прямо перед собой на полную длину, открытая ладонь смотрит прямо вперёд, пальцы вытянуты вверх. Пальцы согнуть как когти, согнув/прижав их к ладони. Придвинуть кисть к телу. С выдохом и возгласом "вон!" распрямить руку в исходное положение. Повторять до полного излечения.

Первая техника прописывается для "выталкивания неприятного ощущения", вторая скорее для "выталкивания болезни".

В каких случаях требуется использовать каждую из трёх этих техник (и по каким правилам и в каких случаях их комбинировать)?

б) Рекапитуляция и прочие техники терапии

В каких случаях разумней будет воспользоваться, например, субмодальными техниками или шестишаговым рефреймингом? В каких случаях EMDR?

Вот как-то так. Пишите свои вопросы (и ответы, конечно же) в комментариях.



  • 1

Изоморфизм — относительно какой операции

На одну ценность, входящую в некую ценностную иерархию, приходится три особенные эмоции:

Контекстуальные эмоции — это типа "атмосфера места"? По одной (небольшому количеству) на каждый значимый контекст?

Стержневая ценностная эмоция — подразумевается, что в одном контексте есть несколько сформированных ЦИ (если соотношение один к одному, то чем отличается от "контекстуальных")?

Можно ли сказать, что:
— контекстуальная эмоция относится в большей мере к ВАКОГ
— стержневая в большей мере к активности
..."аранжирующие ценность" к ценности по определению относятся

Ну, поскольку в конкретной иерархии одна «стержневая эмоция» является общей для всех других ценностей данной иерархии, будет достаточно точно сказать, что все множество эмоций (мы предполагаем, что все эмоции так или иначе входят в иерархии) немного больше чем в два раза превосходят число всех ценностей конкретного индивида.
Утверждение выше справедливо для всех субъектов. Это полуэмпирическое доказательство.


Вроде понятно. То есть можно говорить, что ценность — это особенная эмоция.

Т.е. ответ на твой вопрос: между эмоциями и ценностями есть частичная изоморфия.
Не уверен в точности термина «частичная изоморфия», (но я его придумал ещё в отношении вопроса «карты и территории»).


Изоморфизм это подобие с сохранением "отношения".

Если на пальцах, то надо указать:
— как каждый объект "территории" соответствует некоему одному объекту "карты" (и наоборот — тот объект карты должен соответствовать только этому объекту территории)
— как рассчитывается некая операция на "территории" между двумя объектами территории
— как рассчитывается некая (типа подобная) операция на "карте" между двумя объектами карты
...вот если операция между двумя объектами карты даст всегда такой же результат, как между двумя объектами территории, то такое отображение территории на карту называется изоморфным.

Между территорией и её картой есть частичная изоморфия. Так, угловые размеры изоморфны. А опорные точки/ детали – нет.

Правильней было бы сказать — карта изоморфна территории относительно операции измерения углов. Вот указание на такую операцию (формально, это две операции — одна между объектами карты, другая территории) обязательно в контексте разговоров про изоморфность чего-то чему-то.

Re: Изоморфизм — относительно какой операции

--На одну ценность, входящую в некую ценностную иерархию, приходится три особенные эмоции:
--Контекстуальные эмоции — это типа "атмосфера места"? По одной (небольшому количеству) на каждый значимый контекст?


«Убийство на улице Вязов», - здесь «убийство» это то, что происходило на улице Вязов и генерирует сильные чувства. Это «фигура». Но, сама по себе улица Вязов есть место, которое имеет множество якорей, вызывающий всяческие фоновые переживания. Это «фон».

Стержневая ценностная эмоция — подразумевается, что в одном контексте есть несколько сформированных ЦИ (если соотношение один к одному, то чем отличается от "контекстуальных")?

Стержневая ценностная эмоция строится не некотором ощущении(ЦИ), которое формирует чувства и эмоции, присущие всей/ одной определённой ценностной иерархии (ЦИ). В ней на каждом уровне ЦИ есть то же самое ощущение(ЦИ)N, при этом, от уровня к уровню ощущение(ци)n возрастает по интенсивности.

Можно ли сказать, что: — контекстуальная эмоция относится в большей мере к ВАКОГ— стержневая в большей мере к активности
..."аранжирующие ценность" к ценности по определению относятся


Нет, так будет неправильно.

--Ну, поскольку в конкретной иерархии одна «стержневая эмоция» является общей для всех других ценностей данной иерархии, будет достаточно точно сказать, что все множество эмоций (мы предполагаем, что все эмоции так или иначе входят в иерархии) немного больше чем в два раза превосходят число всех ценностей конкретного индивида.
Утверждение выше справедливо для всех субъектов. Это полуэмпирическое доказательство.
--Вроде понятно. То есть можно говорить, что ценность — это особенная эмоция.


Ценность это комплекс эмоций, по меньшей мере, из двух трёх эмоций.

--Между территорией и её картой есть частичная изоморфия. Так, угловые размеры изоморфны. А опорные точки/ детали – нет.
--Правильней было бы сказать — карта изоморфна территории относительно операции измерения углов. Вот указание на такую операцию (формально, это две операции — одна между объектами карты, другая территории) обязательно в контексте разговоров про изоморфность чего-то чему-то.


Угм.

Есть ли эмоция отдельной ценности?

«Убийство на улице Вязов», - здесь «убийство» это то, что происходило на улице Вязов и генерирует сильные чувства. Это «фигура». Но, сама по себе улица Вязов есть место, которое имеет множество якорей, вызывающий всяческие фоновые переживания. Это «фон».

"Атмосфера" места.

Стержневая ценностная эмоция строится не некотором ощущении(ЦИ), которое формирует чувства и эмоции, присущие всей/ одной определённой ценностной иерархии (ЦИ). В ней на каждом уровне ЦИ есть то же самое ощущение(ЦИ)N, при этом, от уровня к уровню ощущение(ци)n возрастает по интенсивности.

Кинестетическая репрезентация ЦИ в целом (и разворачивания её по уровням). Я помню, рекомендовали контролируемо калибровать такие ощущения для самодиагностики/самовыявления ЦИ.

Ценность это комплекс эмоций, по меньшей мере, из двух трёх эмоций.

Тут надо более чётко отделить/обозначить отдельную "ценность" (т.е. само ЦЕННОСТНОЕ СЛОВО/фраза и ассоциативно связанные с ним переживания-эмоции).

Но тогда количество эмоций/переживаний будет минимум втрое-вчетверо (а не вдвое) превышать количество ценностных иерархий, на каждую ЦИ:
— зачётное переживание "атмосферы места"
— кинестетика разворачивания/уровней ЦИ
— эмоции-переживания-ассоциации самих ценностей как таковых (минимум 2, а максимум сколько?)

А как кстати связано количество ЦИ с количеством ценностей (ценностных слов)?

Re: Есть ли эмоция отдельной ценности?

В ЦИ ценностей-слов содержится по количеству входящих в неё уровней.

В ЦИ может содержаться сколько угодно (почти) необязательных эмоций.

Но, обязательный минимум будет являть собою:

--"стрежневую" эмоцию ЦИ
--контекстуальные эмоции отдельных уровней числом минимум один (может быть много)
--и одна (минимум) эмоция-"фигура" на каждом конкретном уровне ЦИ

  • 1