?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Ценностные Иерархии (51) вопросы и размышления по технике
поиск
meta_eugzol wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/540149.html

Сборная солянка вопросов и размышлений, а также резюмирование обсуждений с metanymous (фиксирую своё понимание). Базово ведём речь о стандартной технике диагностике ЦИ.

(1) При выявление ценности (ценностных слов) смотрим за двумя критериями:
— невербальный — сигнал "смешок из живота" или "голова*лошади"
— содержательный — ценность должна удовлетворять критериям, аналогичным предъявляемому к "намерению части":
а) позитивное (ресурсное, приятное)
б) автономное, связанное только с личностью субъекта
в) внутреннее

Зачастую "реальные" ценности людей не удовлетворяют вышеуказанным критериям. В таком случае их надо продолжать до-моделировать вопросами типа "что такого внутренне важного (ценного, полезного, хорошего, выгодного, выигрышного; что получаете, что имеете и т.п.) ты получаешь, имея Х". Получается, по ходу этой техники мы заодно проводим этакую, прости господи, "клиент-центрированную" терапию — выравнивание ценностей на личностно-центрированный позитив.

(2) Феноменологическое наблюдения — у некоторых людей, для некоторых контекстов, ценности связаны в основном с данным контекстом. Для иных людей и иных контекстов ценности связаны с некими другими ассоциативно связанными контекстами. Покупая что-то в магазине мы думаем о том, как это будет выглядеть дома. Школьник, сидя за партой, думает о погоде за окном. И т.д. Хочется подробней выяснить, как связаны ценности и контексты. Когда человек ходит вокруг да около ценности, ему на ум приходят некие ассоциации. "А вот эта штука в этом контексте важна вот точно также (в том же смысле), как некоторая другая штука в некотором другом контексте" (слова "комплексный эквивалент" последнее время у нас в тренде). Только после погружения в эту ассоциацию человек способен конгруентно назвать точную формулировку ценности. Отсюда напрашивается гипотеза — для каждой ценности существует некий "главный контекст", в котором она живёт и из которого распространяется/излучается по всем другим контекстам жизни.

(3) Для заполнения таблицы диагностики ЦИ нужно как минимум две дополнительных графы. Одна, условно, "обобщённый ВАКОГ" (metanymous предлагает слово "предВАКОГ", но мне оно не нравится, т.к. не отражает сути). Другая — "предценности", вот вышеописанные ценностные ассоциации. Когда мы описываем важные стимулы окружающей обстановки, мы не говорим чего-то вроде "медленная музыка в мажорной тональности, исполняемая симфоническим оркестром", мы говорим что-то вроде "приятная музыка". Или мы не говорим "страница текста с 16-м заголовком, шрифт с засечками, интервал полуторный", мы говорим что-то вроде "чётко оформленный текст". То есть мы думаем о ВАКОГ в неких общих словах/категориях. Которые первым делом и приходят на ум, когда мы задаёмся вопросом на выявление ВАКОГ. И уже потом, задавая к этим общим словам метамоделирующие вопросы, мы можем добраться до конкретного описания тех паттернов (или назвать конкретные примеры их реализации/воплощения), которые мы описали общими словами. Эти общие слова надо фиксировать и именно их (а не только и не столько конкретные описания) использовать в дальнейших вопросах (однако, конкретные стимулы тоже надо не забывать выявлять).

(4) Работа с "отрицательными" уровнями сложнее работы с "положительными". Для "отрицательного" уровня может быть (по меньшей мере) один из следующих раскладов:
а) На этом уровне есть пара "антиценность"-"ценность". Когда я вижу в магазине алкоголь (ВАКОГ), я решаю отказаться от покупки (полярность альтернативы), т.к. это вредно (антиценность). Для какого-то другого товара, с решением его купить, я буду рефлексировать ценность (на этом же уровне ЦИ) "потому что полезно". В данном случае требуется выявить именно ценность, а не антиценность (см. п.2 — общие соображения психосоматического здоровья и благополучия). Для этого два пути:
— пойти через отрицание ВАКОГ: а если бы ты видел не алкоголь, а чего-то другое (как бы противоположное), чем бы внутренне ценна была покупка этого чего-то другого?
— пойти через отрицание антиценности: ты решаешь не покупать, видя алкоголь, т.к. тебе не хватает (для тебя не включается, не срабатывает, чувствуешь недостаток) чего такого внутренне важного?
б) На этом уровне есть одна ценность, которая руководит обоими полярностями альтернативы. Я могу работать, потому что мне интересно, либо не работать, потому что мне в том же смысле стало интересно что-то другое (работать над другим проектом).
в) На данном уровне есть только антиценность. Данный уровень либо застревает в негативе, либо через хитрую логику типа "отрицания отрицания" переключается в другую полярность активности. Долгим и нудным процессом вопрошания "что же всё-таки такого хорошего-важного-ценного для тебя внутренне есть в том, чтобы... (см. выше пункт а)" положительную ценность таки можно (и нужно) на ходу сформировать.
г) Логически напрашивается вариант — есть две разных ценности. Пока с таким не сталкивался.

(5) Выявляя ВАКОГ, если есть время, полезно исчерпать ВАКОГ данного уровня. Иначе вместо перехода на следующий уровень человек может продолжать выкладывать ВАКОГ с текущего уровня (только уже в другой полярности). Для этого можно задавать вопросы типа "что такое ВО ПЕРВЫХ тебе видится, слышится, ощущается во вне (бросается в глаза, на что обращается твое внимание, что ассоциируется, что напоминает, что усиливает, что-то на вас воздействует и т.д.)", затем "что такое ВО ВТОРЫХ...", затем "что такое В ТРЕТЬИХ...".

(6) Важно правильно строить пресуппозиции и процессуальные инструкции:
а) Уместным путём употреблять ментальные предикаты типа "представь, что..."
б) Уместным путём употреблять предикаты порядка действия "в данный момент", "в следующий момент", "пока что", "сейчас", "вдруг"
в) Употреблять максимально общие слова касательно всех категорий техники (альтернативы, ВАКОГ, ценности): при выборе альтернативы говорить что-то типа "работаете в плюс" и "работаете в минус" (вместо "работаете с мотивацией" или ещё чего-то вроде того), для ВАКОГ не навязывать предикатов сенсорных модальностей (либо перечислять их все), для ценностей иметь словарь синонимов слова "важно" (приведено выше)
...тогда процесс идёт сравнительно быстро и просто

(7) Напрашивается идея создания полного ценностного профиля человека. Заходить можно от перечня контекстов, от перечня альтернатив, либо от перечня ценностей. Потенциально интересные невербальные маркеры: множественное моргание, "да, но...", ролевые конфликты/проекции, циклы внутреннего диалога. Можно придумать автотехнику для сбора и анализа всех ценностей.

(8) Выявление ЦИ разумно делать итеративно. При первом проходе не выявляем ВАКОГ слишком подробно — грубо говоря, достаточно типа таких "декодерных якорей" сформулировать, чтобы в общем было понятно, на что похожи стимулы. А при втором проходе можно уже каждый стимул отдельно прометамоделировать, чтобы не просто в общем было понятно, но была прям конкретная модель реконструкции этого стимула, чтобы его можно было взять и создать из подручных средств — пользуясь созданным описанием — и предъявить субъекту, и он скажет — точно, оно.

(9) Если выявление ценностей идёт тяжело, можно выявлять их при втором проходе. На первом проходе собирать только ВАКОГ. Альтернативно, можно подбираться к ценностям из кинестетики, задавая вопросы типа "что ты чувствуешь, ощущаешь, какая эмоция у тебя появляется, что ты знаешь, что такие-то вещи важно делать при таком-то ВАКОГ — как эти чувства-ощущения-эмоции можно лаконично выразить в словах, что появляется на кончике языка".

(10) Альтернативу лучше на первом шаге выбирать максимально категоричную (максимально противопоставленные полярности). Если пошло плохо, то можно смягчить на первом-втором уровне опроса.



  • 1

Метамоделировать до внутренней ценности

1. "покупаю" — "вижу красиво оформелнную штуку, например, чашку" — "будет красиво смотреться дома"
2. "не покупаю" — "алкоголь" — "здоровое тело"


Тогда здесь метамоделировать до "внутреннего". Примерные вопросы и возможные ответы:

1.- Чем для вас внутренне важно, что чашка будет красиво смотреться дома?
- Приятно.

2. - И когда у вас здоровое тело, что вы внутренне от этого получаете?
- Уверенность.


При таком метамоделировании онтология ценностей сведется к списку позитивных внутренних ощущений.

Edited at 2017-02-26 12:20 pm (UTC)

Разве здоровье внешнее?

1.- Чем для вас внутренне важно, что чашка будет красиво смотреться дома?
- Приятно.


А не пошло такое метамоделирование. Типа красота как самоценность. Ну м.б. стоило продолжать пытаться :)

2. - И когда у вас здоровое тело, что вы внутренне от этого получаете?
- Уверенность.


А здесь я не стал — по-моему "здоровье" вполнее "внутреннее" — штука полезная, экологичная, автономная и т.д.

При таком метамоделировании онтология ценностей сведется к списку позитивных внутренних ощущений.

Ну вот именно, что ценности это ведь не ощущения. Есть всё же некая граница, когда за словом типа в достаточной мере угадывается превалирующий внутренний контент.

Re: Разве здоровье внешнее?

Если подойти строго, здоровье может быть и внутренней ценностью, и чем-то внешним. Видимо, надо оценивать по невербальным маркерам.

ценности это ведь не ощущения.

Это дискуссионный вопрос. Хотелось бы ответа metanymous
Есть всё же некая граница, когда за словом типа в достаточной мере угадывается превалирующий внутренний контент.

Как-то можно ее определить, кроме как по невербальным маркерам?



Re: Разве здоровье внешнее?

Если подойти строго, здоровье может быть и внутренней ценностью, и чем-то внешним. Видимо, надо оценивать по невербальным маркерам.

Идея простая, которую я описал в посте.

По невербальным маркерам определяются ценности "объективно". И там может быть что угодно. И чисто внешнее, и ощущения, и сложные абстрактные понятия, и т.д. и т.п.

А дальше начинается терапевтический компонент "рефакторинга" (термин из программирования — означает "улучшение кода без изменения функций") ЦИ, когда ценности приводятся к некоему более экологичному виду.

—ценности это ведь не ощущения.
—Это дискуссионный вопрос. Хотелось бы ответа metanymous


Ну а как вы сами думаете?

Как-то можно ее определить, кроме как по невербальным маркерам?

Мне такая постановка вопроса кажется мистификацией. Дело обстоит аналогично концепции позитивного намерения из рефрейминга. Наблюдая за людьми с экрана монитора, мы можем строить гипотезы о том, есть ли у каких-то из них позитивное намерение или нету ли. А работая с ними в жизни мы уже обязаны верить, что позитивное намерение всегда есть. Тогда оно и появится.

Также и с ценностями. Со стороны — только по невербальным маркерам. Что даёт информацию о том, что ценностный профиль некоторых людей не является, так сказать, "личностно-ориентированным" (с центром на личности самого субъекта). Однако работая с людьми, мы обязаны верить (и действия соответствующие делать), что, если достаточно долго личностно-центрированные ценности выявлять, то они и выявятся, в независимости от исходной их формы.

Re: Разве здоровье внешнее?

ценности это ведь не ощущения.
Ну а как вы сами думаете?


В рамках рассматриваемой модели ЦИ - это внутренние ощущения.
Даже один из рекомендуемых вопросов к субъекту: чем это для вас внутренне важно, что вы внутренне чувствуете, когда делаете или происходит Х?

Re: Разве здоровье внешнее?

В рамках рассматриваемой модели ЦИ - это внутренние ощущения.

Понял.

Даже один из рекомендуемых вопросов к субъекту: чем это для вас внутренне важно, что вы внутренне чувствуете, когда делаете или происходит Х?

Мне кажется, тогда ценности лежат четвёртым элементо в ряду: ощущение - чувство - эмоция - ценность.

Ну т.е., например, наличие стакана чая под рукой, когда я работаю за компьютером, даёт буквально ощущение теплоты. (Хм, отсюда интересно, а какие дальше от теплоты формируются чувства и эмоции.) А ценность, типа — "домашний уют". В ценности обязательно есть ссылка не только на ощущение. Она содержит, если начинать интроспекцией заниматься, целый ээ "пакет" ассоциаций, связанных с домашним уютом: образов, чувств, воспоминаний и т.д. и т.п.

А на что похожа ценность, которая есть только лишь ощущение?

тогда чувства

Тогда лучше сказать, что ценность - это не ощущение, а чувство.
Может быть даже точнее, чувства, связанные с позитивными эмоциями?

А домашний уют попробуйте еще метамоделировать, что получите?

Если метамоделировать домашний уют, то получу импринт

Если метамоделировать домашний уют, то получу что-то вроде импринта уютной обстановки. Моя детская комната. И несколько более поздних импринтов для других ценностей. Из которых ВАКОГ ассоциативно и заимствуется, причудливым образом переплетаясь, формируя ЦИ работы за компом в моей взрослой жизни.

Ну т.е. я к тому, что за ценностями прилично "содержания" разного стоит. И по опросам субъектов такой же вывод. Большое количество содержаний во всех модальностях.

А чувство — как и собственно ценностное слово — это типа вариантов ключевого якоря для лёгкого получения доступа ко всему этому контенту. Для некоторых слово проще осознать, для некоторых чувство (оператору, кстати, в любом случае со словами проще работать, чем с чувствами, т.к. ничего дополнительно якорить не надо, достаточно слово запомнить и затем произнести).

Re: Если метамоделировать домашний уют, то получу импри

Детская комната для вас - это хорошо?
Что внутренне ценного вы ощущаете, когда вспоминаете о ней?

Re: Если метамоделировать домашний уют, то получу импри

Я ощущаю — домашний уют :)

Re: Если метамоделировать домашний уют, то получу импри

Подходит под критерий "чувство+позитивная эмоция"?

Re: Если метамоделировать домашний уют, то получу импри

Домашний уют — это именно ценность.

Отдельно уют — м.б. чувство. По крайней мере такое моё интуитивное/субъективное понимание слова "чувство".

Ключевое ощущение чувства уюта — теплота в теле. Распространяется из области живота в руки-ноги.

  • 1