?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Иное моделирование (52) Моделирование на страницах «Вестника НЛП»
П
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/548594.html

Ожил единственный в России электронный журнал по НЛП. Прислали рассылку. Посмотрим, что делается в области моделирования человеческой активности:

Раздел «моделирование»
http://www.vestniknlp.ru/category/modeling/
Поиск на сайте журнала «моделирование»
http://www.vestniknlp.ru/?s=%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5


Моделипрование в НЛП


  • 1

Модели, раскрывающие «содержание» и структуру

Содержанием этих исследований неизбежно является рассмотрение ценностей, оценок и критериального выбора. Независимо от того, какую бы ерунду мы ни говорили о том, чтобы никогда не создавать ценностных суждений, а создавать только структурные описания (Какое ценностное суждение!), мне кажется, что, прежде всего, нам нужен общий язык и словарь для того, чтобы говорить об убеждениях. Затем мы можем вести речь о содержании убеждений относительно человека, его окружения, семьи или культуры. Существует уже много моделей содержания убеждений в работах Клер Грэйвс, Лоренса Кольберга, Абрахама Маслоу и других — всех, кто пытался создать структурную модель, но одинаково попал под влияние культуральных пресуппозиций общества, в котором они жили

В этом месте автор рисует ложную дилемму: с одной стороны, изучение ценностей, по его мнению, возможно только через раскрытие их «содержания», но принципы моделирования требуют работать только со «структурными описаниями» (так называемой «формой»). И вот, автор предлагает «послать» это ограничение подальше.

Между тем, грамотнее, сформулировать новое расширенное требование для моделирования феноменов типа «ценностей» и их иерархий: модель должна позволять производить простой и полный переход от «содержания» к структурным формам.

Я чувствую, что в данном случае мы ищем новую модель, используя стандартный набор НЛП-определений. Это можно просто рассматривать как реорганизацию многих терминов, которые мы все использовали в НЛП в течение 18 лет. И в этом — большая объяснительная и дающая выбор сила. Так мои студенты чувствуют себя более компетентными, взаимодействуя с целым миром «почему?».

Если на каждом историческом этапе требуется полная реорганизация терминов в некотором подходе, изучающим человека, тогда в таком случае теряется преемственность и весьма неэкономно расходуются исследовательские ресурсы.

Мы имеем наглядный пример на данную тему в связи с бурными современными исследованиями и приложениями нейросетей. В развитии современных нейросетей решили революционно отбросить большинство наработок наук о человеке (а, на самом деле, просто не умеют ими пользоваться). И вот, мы видим дикие шарахания в огромном диапазоне представлений. И даже, упования, что нейросети сами найдут правильные представления, концепции и модели.

Что же это? Итак, когда вы задаете вопрос «почему?», ответ, который вы получаете, — комбинация критериев и убеждений. «Почему?» никогда не было «плохим» вопросом в НЛП. Дело в том, что большинство людей не знает, какого рода информацию они извлекают, и поэтому не знают, как понять или обращаться с ответами, которые они получают.

Ну, в этом месте автор наводит тень на плетень, ибо проблемы не в отдельных малых инструментах моделирования, но проблемы с отражением всего процесса моделирования. Структурного отражения моделирования, до сих пор, в НЛП нет.

Помните, что здесь мы находимся на лингвистической арене «снега» и эскимосов. Чем больше отличительных признаков мы выделяем в нашем окружении, тем больше у нас выбора и власти.

Ну, вот задача обучения цивилизованное человека различению функционально полезных оттенков снега, в исполнении коренных эскимосов есть классическая задача моделирования, требующая привлечения нейрологии, лингвистики и алгоритмики: https://ljsear.ch/search?q=%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81&author=metanymous&community=metapractice&dateFrom=946659600&dateTo=1446224400&in_comments=1


  • 1