?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Эффективность Моделирующей Психотерапии (37) Поиск психотерапевта
П
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/524942.html

Есть ли у метапрактиков критерий / модель оценки работы психотерапевтов, которую мог бы использовать непосвященный в тонкости клиент? Конкретный пример: есть пациент, обращавшаяся к нескольким терапевтам. Пациентке хуже, нужно искать кто поможет.
Вопрос а) как сделать выбор (критерии)? б) как быстро понять, что есть эффект от работы не дожидаясь пока пройдет полгода / год работы.
https://metapractice.livejournal.com/559998.html?thread=14221950#t14221950

Найти психо терапевта


http://ljsearch.metapractice.ru/

  • 1

главный специалист - это пациент, минимально разобравш

(1) Надо самому хотя бы минимально разбираться в теме проблемы. Тогда, первым и главным критерием выбора специалиста является тот факт, что его мнение по ключевым вопросам не является ошибочным и/или шаблонным + он может раскрыть все релевантные механизмы паталогии и выздоровления подробней.

Этот критерий работает, если вы ищете другого специалиста по своей специальности, в которой сами являетесь хорошим специалистом.
В противном случае на первый план выходит интересная пресуппозиция:
хотя бы минимально разобравшись в теме проблемы, вы тут же становитесь идеальным арбитром, способным судить,
1) какие вопросы являются ключевыми, и
2) является ли мнение специалиста по ключевым вопросам ошибочным и/или шаблонным.
Зачем тогда нужен специалист? Лечите себя сами.
Т.е. пациент в вашем лице заведомо компетентнее специалиста. Прекрасно.


он может раскрыть ВСЕ релевантные механизмы паталогии и выздоровления подробней.

Это не критерий качественной диагностики и лечения. Или это невыполнимый критерий.
Из этого заявления следует только, что для обретения доверия к специалисту вам требуется, чтобы он раскрывал эти механизмы.
Конечно, умение и желание (и наличие времени) поговорить о механизмах может сочетаться с умением лечить, но жесткой связи тут нет.


(2) Внимательность в общении, подробное расспрашивание, раппорт, комментирование всех процессов.
Очень желательно. Но не гарантирует результат, особенно в хирургических специальностях.

Знание: алгоритмы извлечения, симптомы наличия

Этот критерий работает, если вы ищете другого специалиста по своей специальности, в которой сами являетесь хорошим специалистом.

Это работает, если вы владеете познавательными алгоритмами. Можно формализовать алгоритм не для диалогов, а для вычленения (обработки, систематизации) информации из текстовых источников. Познавательный литобзор.

Тогда для того, чтобы немного разобраться во вкусе омлета, не надо становиться немножко несушкой — лозунг Метапрактика.

В противном случае на первый план выходит интересная пресуппозиция:
хотя бы минимально разобравшись в теме проблемы, вы тут же становитесь идеальным арбитром, способным судить,


А здесь другая контр-пресуппозиция: якобы алгоритмы извлечения полезной информации должны зависеть от темы этой информации.

1) какие вопросы являются ключевыми,

Вообще-то в НЛП придумали систему от полудесятка до пары десятков вопросов, которые являются ключевыми в независимости от темы обсуждения. В Метапрактике к этим вопросам доработываются вспомогательные инструменты извлечения и систематизации информации.

2) является ли мнение специалиста по ключевым вопросам ошибочным и/или шаблонным.

Является ли шаблонным — можно сказать наверняка. Является ли ошибочным — конечно, по косвенным признакам.

Зачем тогда нужен специалист? Лечите себя сами.

Пардон, но если специалист обижается на минимальное заглядывание в "чёрный ящик" его работы, то это как раз один из тех красных флажков.

Кстати, полным полно отдельных случаев излечения больными (не говорим уже про психологию) буквально самих себя — сами прочитали передовые статьи, сами сдали анализы, сами назначили диагноз, сами заказали лечение, сами его выполнили, сами подтвердили повторными анализами.

Отсутствие квалифицированных медицинских специалистов для решения минимально сложных или не стандартных проблем — это не какая-то особенная невезуха, а повседневная реальность в любом городе.

Между двумя этими полярностями — слепо верить врачам и надеяться на удачу vs полностью заниматься самостоятельным лечением — есть сколько угодно промежуточных градаций.

— он может раскрыть ВСЕ релевантные механизмы паталогии и выздоровления подробней.
— Это не критерий качественной диагностики и лечения. Или это невыполнимый критерий.


С моего опыта — очень даже критерий. Кстати, вот за этим он/специалист и нужен — знать больше, чем пациент. Если он не демонстрирует этого знания, то мы что, телепатически должны его выяснить? Или заведомо предполагать предельную добросовестность и компетентность врача? Так это же самоубийство, не говоря о том, что попросту наивно-идеалистический взгляд.

Алгоритмы в студию

Это работает, если вы владеете познавательными алгоритмами.

Ссылку на познавательные алгоритмы, плиз.

Можно формализовать алгоритм не для диалогов, а для вычленения (обработки, систематизации) информации из текстовых источников.

Формализуйте, это будет классный коммерческий продукт. Или уже есть наработки?

Познавательный литобзор.

Очень интересно. Почему же учебники такие неинформативные?
Например, упрощенно: врач А предлагает лечение Х, врач В - лечение Y, врач С говорит, что это одно и то же.
Вы нашли несколько источников, с вашей точки зрения заслуживающих доверия, в которых  предпочтение отдается либо Х, либо Y, либо их сочетанию.

Варианты выбора  у пациента:
Не Х и не Y - вообще ничего

Не Х и не Y - а M
Х,
Y
Х+Y
то Х, то Y, что попадется в ближайшей аптеке.

Что будем делать по алгоритму?
Если продолжим поиск, то как?


А здесь другая контр-пресуппозиция: якобы алгоритмы извлечения полезной информации должны зависеть от темы этой информации.

А это лишь гипотеза, что алгоритмы извлечения информации не  должны зависеть от темы этой информации.



Метамодель. Биокомпьютинг. Метапрактика.

Ссылку на познавательные алгоритмы, плиз.

Извольте: https://www.google.ru/search?q=site%3Ametapractice.livejournal.com+познавательные+алгоритмы

Формализуйте, это будет классный коммерческий продукт. Или уже есть наработки?

Наработки разворачиваются прямо на глазах у всех желающих. Было бы интересно завести отдельную тему для этого. Или поднять вопрос в одной из существующих.

— Познавательный литобзор.
— Очень интересно. Почему же учебники такие неинформативные?


Какие конкретно учебники не информативны и как это относится к познавательным алгоритмам? Почему, кстати, в официальной науке не формализованы познавательные алгоритмы (из всех примеров только ТРИЗ, который в официальном инженерно-научном дискурсе занимает своё место, но всё же слегка маргинален в нём)? Казалось бы, это первая и главная вещь, которая должна заниматься наука.

учебники и алгоритмы

Какие конкретно учебники не информативны и как это относится к познавательным алгоритмам?

Да любые медицинские учебники.
Вот больная с тяжелым заболеванием. Есть подробный диагноз.
В учебнике и в последних клинических гайдлайнах есть 10 препаратов, которые ей можно/нужно назначить.
Мои вопросы:
все назначить?
если не все, то какие необходимы, а с какими можно подождать?
Дозировки?
По дозировкам, например, дается рекомендация: преднизолон 1-2 мг/кг.
Это, между прочим, разница в 2 раза, с очень разным спектром побочных.

Длительность приема какая? Когда можно снижать дозу/отменять?

Нет ответа...

У меня есть свои познавательные алгоритмы, как найти ответы на эти вопросы, а у моих коллег - свои.
Эти алгоритмы не формализованы. Результаты их применения различны.

Точно также в психологии - перечень подходов, которые могут быть применены.
А как их выбрать? Тот метод, которым психолог лучше всего владеет?  Илои несколько сразу? И т.д.

Почему, кстати, в официальной науке не формализованы познавательные алгоритмы (из всех примеров только ТРИЗ, который в официальном инженерно-научном дискурсе занимает своё место, но всё же слегка маргинален в нём)? Казалось бы, это первая и главная вещь, которая должна заниматься наука.

Продуктивнее с практической точки зрения получить ответ на вопрос, как их формализовать.

Контексты обсуждения + Ролевые позиции

Да любые медицинские учебники.
Вот больная с тяжелым заболеванием. Есть подробный диагноз.
В учебнике и в последних клинических гайдлайнах есть 10 препаратов, которые ей можно/нужно назначить.


Избыток препаратов при недостатке алгоритмов — со стороны выглядит, как будто это в лучшем случае ремесло (в худшем — типа "шаманство"), а не инженерия/наука.

Мои вопросы:
все назначить?
если не все, то какие необходимы, а с какими можно подождать?
Дозировки?
По дозировкам, например, дается рекомендация: преднизолон 1-2 мг/кг.
Это, между прочим, разница в 2 раза, с очень разным спектром побочных.Длительность приема какая? Когда можно снижать дозу/отменять?
Нет ответа...


Большинство врачей и не будет искать ответы. Назначение будет случайное, или наугад, или по какому-то одному шаблону, тем или иным путём усвоенному.

У меня есть свои познавательные алгоритмы, как найти ответы на эти вопросы, а у моих коллег - свои.

Если у вас и ваших коллег есть какие-то познавательные алгоритмы для подобных случаев, то вы лучше по меньшей мере (оценка на глазок) 80% врачей.

Эти алгоритмы не формализованы.

А что мешает формализовать?

Результаты их применения различны.

Разве все здоровые люди не здоровы одинаково?

Точно также в психологии - перечень подходов, которые могут быть применены.
А как их выбрать? Тот метод, которым психолог лучше всего владеет? Илои несколько сразу? И т.д.


Перешли из медицинского контекста в психологический. Их стоит явно разделять.

Но также стоит разделять ролевые позиции: клиент, терапевт, сторонний консультант.

Так о чьём выборе идёт речь? Иметь алгоритмы выбора техники у психотерапевта/консультанта — это его профессиональная обязанность. Вот, например, при консультировании с применением НЛП:

Ситуция1
а) Психотерапевт владеет единственно техникой1 (метадиалогом). В этом случае он применяет метадиалог до получения исчерпывающей информации для реализации своего основного психотерапевтического подхода.
б) Психотерапевт владеет техникой1 и уверенно владеет какой-то еще техникой НЛП. В таком случае психотерапевт применяет метадиалог с двумя целями:
--получить исчерпывающую информацию для проведения своего основного подхода терапии
--получить достаточную информацию для применения дополнительной техники НЛП

Ситуация2
а) Психотерапевт владеет несколькими техниками НЛП, а в совершенстве только одной. В этом случае он применяет метадиалог до получения исчерпывающей информации для реализации своей основной психотерапевтической техники.
б) Психотерапевт владеет в совершенстве множеством техник НЛП. В этом случае он применяет метадиалог до получения исчерпывающей информации для выбора таких из них,
которые обучают пациента за пределами рамок его проблемы.

http://metanymous.livejournal.com/55532.html


Клиент может выбрать подход, если он интересуется психологией (а затем консультанта вместе с подходом). Если не интересуется, то консультант и его подход не отделимы одно от другого.

Продуктивнее с практической точки зрения получить ответ на вопрос, как их формализовать.

Хм, а какая здесь техническая проблема? Мета-моделирующий опрос с последующей систематизацией найденного.

До лечение идёт диагноз

Например, упрощенно: врач А предлагает лечение Х, врач В - лечение Y, врач С говорит, что это одно и то же.

Не хватает:
— модели паталогии
— на шаг развёрнутого указания механизма, как паталогия трансформируется в здоровое состояние с помощью X, Y

Вы нашли несколько источников, с вашей точки зрения заслуживающих доверия, в которых предпочтение отдается либо Х, либо Y, либо их сочетанию.

Самая простая схема лечения уж никак не может быть проще даже трёх элементов, это даже обывателю вроде меня понятно:

Симптомы <=> Паталогия <=> Лечение

Варианты выбора у пациента:
Не Х и не Y - вообще ничего


До этих вариантов выбора надо хотя бы разобраться:
— сколько у субъекта времени на принятие решения
— сколько на его реализацию
— какие доступные организационные, финансовые, временные ресурсы

Не Х и не Y - а M

Взять да забить в Гугл все симптомы по отдельности и их комбинацию. Кроме Гугла, есть профильные сайты мед. организаций. Запостить вопрос с подробным полным описанием симптомов, динамикой, проблемой на несколько профильных форумов. Собрать рекомендации врачей по знакомым.

При избытке ресурсов — провести общие анализы, которые обычно проводят при сходных проблемах. Добавить частные анализы, которые обычно проводят при тех болезнях, которые диагностировали врачи + тех, на которые вывел самостоятельный поиск.

При недостатке ресурсов — "выбивать" анализы из системы здравоохранения, договариваясь о направлениях с врачами.

Х,
Y


Ну т.е. каждый из этих вариантов — это грубая врачебная ошибка одного из двух врачей. Потому что вместо "Х, но может быть и Y" поставить диагноз "Х" (и наоборот) является грубой ошибкой. При проверке врачей по указанным критериям такая вероятность значительно уменьшается.

Другой вариант — X это что-то распространённое, а Y что-то более редкое. Тогда врач, ставящий на Y, легко предложит план, по которому Х может быть заведомо отвергнут.

Другой вариант — и Х, и Y это что-то редкое. Тогда логично рассматривать либо X+Y, либо Z, либо X+Y+Z. Но, для чего-то редкого и диагностический метод подобрать относительно просто.

Х+Y

Если одно другому противоречит, то либо один врач, либо другой легко предложит план отвергунть конкурирующий диагноз, с которым его коллега согласится.

Если одно другому не противоречит, тогда работать с каждым вариантом как с самостоятельным.

то Х, то Y, что попадется в ближайшей аптеке.

А причём тут аптека?

Что будем делать по алгоритму?

Алгоритм в случае медицинских проблем на самом общем уровне следующий: сначала диагноз, потом лечение.

А до диагноза общеоздоравливающее самолечение и поиски диагноза:
— Употреблять все средства лечения, которые заведомо безопасны при всех возможных диагнозах X, Y, Z, M, ... — и при этом одновременно помогают для преодоления любой из возможных паталогий. Дозировку и длительность применения всего записывать и докладывать всем врачам на всех последующих приёмах.
— Контролировать изменение симптомов (ощущений и инструментальных показателей).
— "Загуглить" и обратиться на форумы с подробным описанием проблемы для получения всех возможных мнений.
— Противоречащие диагнозы предъявлять врачам, чтобы они их смогли интегрировать в непротиворечивую картину. С непротиворечащими диагнозами работать по-отдельности.
— При отсутствии врача для проверки возможного диагноза и/или при недоверии врачу по указанным критериям — находить протоколы диагностики подходящих по симптомам недугов и самостоятельно обращаться за анализами.

На всё это накладываются ограничения, типа перечисленных выше.

Фетиш диагноза

1. В экстренных случаях диагноз - недоступная роскошь.Экстренная помощь оказывается по симптомам/синдромам.
2. В хронических случаях часто диагноз может быть не ясным, что не отменяет необходимости лечения.
2. Психотерапевт лечит симптомы. Обычно диагноз не ставит.

В таких случаях выделяют симптомы/синдромы - ведущую проблему.

Симптомы/синдромы <=> Ведущая проблема <=> Лечение

Вы предлагаете вашему продвинутому пациенту с эти самостоятельно разобраться?

Потерялся и контекст, и ролевые позиции

1. В экстренных случаях диагноз - недоступная роскошь.Экстренная помощь оказывается по симптомам/синдромам.

Случаи:
— экстренные
— срочные
— не срочные

2. В хронических случаях часто диагноз может быть не ясным, что не отменяет необходимости лечения.

Как, на основе этого, дополняется тот простейший алгоритм, что приведён выше?

2. Психотерапевт лечит симптомы. Обычно диагноз не ставит.

Психотерапевт строит МОДЕЛЬ проблемы. Или модель решения (конечного состояния). Или модель трансформации. Чисто формально, получается от одной до трёх моделей:
— модель проблемы
— модель решения
— модель трансформации

Можно прикинуть, какие комбинации допустимы. Например, модель проблемы сама по себе довольно бестолковой будет вещью, если только из неё как-то тривиально не следует решение (а такое бывает?). Модель решения — может работать (например, в качестве интерфейса Аптайма). Модель трансформации без остальных двух — может работать.

Кстати говоря, и врач должен строить модель проблемы. Некоторые диагнозы — на взгляд обывателя — являются чем-то вроде моделей болзней. А некоторые очень далеки от этого.

В таких случаях выделяют симптомы/синдромы - ведущую проблему.

Если проблем несколько, то с ними можно работать по-отдельности. А можно искать связующие паттерны. Или работать с мета-проблемами. В психологии работа с отдельными проблемами обязательно будет иметь системный эффект (возникнет генерализация).

Симптомы/синдромы <=> Ведущая проблема <=> Лечение

Жалобы, симптомы, повод обращения => Метамоделирование => Модель проблемы => Метамоделирование => Модель решения => Применение (в широком смысле) моделей трансформаций

Вы предлагаете вашему продвинутому пациенту с эти самостоятельно разобраться?

Здесь потерялся и контекст (психология или медицина?), и ролевые позиции (с обсуждения внутренней кухни терапевта перескок на позицию клиента).

В психологическом контексте медицинский совет "искать точный диагноз" прочитывается проще: если есть интерес к психологии, то смотреть, какие модели проблем и модели трансформаций используются в той или иной школе психологии. И выбирать ту, что больше нравится.

Re: До лечение идёт диагноз

Противоречащие диагнозы предъявлять врачам, чтобы они их смогли интегрировать в непротиворечивую картину. С непротиворечащими диагнозами работать по-отдельности.

А вы не допускаете, что среди них может не быть правильного диагноза? И терапевту легче не заморачиваться с гипотезами пациента, а провести диагностический поиск самостоятельно?

1. - Доктор, что мне пить от аллергии?
.Пропускаем моного шагов.....
- У вас чесотка, а не аллергия.

2. - Доктор, как мне успокоить маму? К врачу не хочет, а все время беспокоится, что я на кладбище разыскиваю могилы молодых девушек...
Может, нужно сына полечить?

3. Дочь с мамой. - Что делать с мамой? Такая лентяйка стала. Не хочет ходить, еду готовить. Говорит, слабость. Может, что-то ей попить?
... Вколоченный перелом шейки бедра с укорочением ноги на 4 см.

Внимательный распрос = метамоделирование

— Противоречащие диагнозы предъявлять врачам, чтобы они их смогли интегрировать в непротиворечивую картину. С непротиворечащими диагнозами работать по-отдельности.
— А вы не допускаете, что среди них может не быть правильного диагноза?


Если уж перчатки забывают вытащить из живота, то разве ж сложно ошибочный диагноз поставить?

И терапевту легче не заморачиваться с гипотезами пациента, а провести диагностический поиск самостоятельно?

Это категорически не верно — терапевту проще НЕ проводить никакого диагностического поиска. Особенно если под терапевтом понимается буквально врач общей практики — тогда отсутствие поиска диагноза с его гарантировано.

1. - Доктор, что мне пить от аллергии?

В этот момент врач, конечно же, спросит, кто и как поставил диагноз "аллергия", на основе какого ВАКОГ (ощущения и инструментальные показатели)... Или нет?

.Пропускаем моного шагов.....
- У вас чесотка, а не аллергия.


Ну т.е. "много шагов" выходит из-за того, что врач не умеет (и обычно не хочет) делать нормальный распрос. В то же время, если задать сразу простой вопрос, то много шагов можно натурально пропустить и выходить сразу на "информацию высокого качества".

Это с позиции терапевта.

Теперь с позиции клиента:

Пациент: У меня болит живот вот здесь
Терапевт: Это гастрит, сейчас у всех такое, выпейте Омеза и ещё пару таблеток
Пациент: (получает осложнения от пропущенного инфаркта)

Что с этим делать — вкратце и в самом простом виде расписано выше.

2. - Доктор, как мне успокоить маму?

Это какой доктор?

К врачу не хочет, а все время беспокоится, что я на кладбище разыскиваю могилы молодых девушек...
Может, нужно сына полечить?


А что, у доктора нет точных должностных инструкций на случай таких жалоб? У кого и в чём возникают затруднения в выборе дальнейших действий в такой ситуации?

3. Дочь с мамой. - Что делать с мамой? Такая лентяйка стала. Не хочет ходить, еду готовить. Говорит, слабость. Может, что-то ей попить?
... Вколоченный перелом шейки бедра с укорочением ноги на 4 см.


Т.е. тезис в том, что столько таких мол разных случаев можно придумать (готов поверить, что они с достаточной для их рассмотрения вероятностью встречаются/могут встретиться на практике)?

Тем временем, с точки зрения "познавательных алгоритмов": "лень" или "слабость" есть точно такая же номинализация, как и "аллергия", и действовать по её деноминализации нужно строго точно также. Т.е. за кажущимся разнообразием на уровне содержания стоит абсолютное однообразие на уровне алгоритмов.

Опять же, с точки зрения терапевта. Метамоделировать жалобы клиента.

С точки зрения клиента. Метамоделировать самого себя. Загонять в Гугл симптомы. Искать возможные диагнозы. Искать возможность отвергунть диагнозы. На любом шаге со всеми промежуточными наработками — как только есть возможность — обращаться к врачам той специализации, на которую вывела предварительная самодиагностика.

Эмоции и потеря темы

"— Противоречащие диагнозы предъявлять врачам, чтобы они их смогли интегрировать в непротиворечивую картину. С непротиворечащими диагнозами работать по-отдельности.
— А вы не допускаете, что среди них может не быть правильного диагноза?

Если уж перчатки забывают вытащить из живота, то разве ж сложно ошибочный диагноз поставить"

Я речь веду о диагнозах, поставленных пациентом самому себе. Среди них может не быть правильного. Что тогда интегрировать в непротиворечивую систему?
Вы переводите стрелки на неправильный диагноз, поставленный врачом, и забытые врачом перчатки.
Это можно обсудить отдельно.


"И терапевту легче не заморачиваться с гипотезами пациента, а провести диагностический поиск самостоятельно?
Это категорически не верно — терапевту проще НЕ проводить никакого диагностического поиска. Особенно если под терапевтом понимается буквально врач общей практики — тогда отсутствие поиска диагноза с его гарантировано."

Я говорю о том, что терапевту легче поставить правильный диагноз самостоятельно. Полезнее терапевту метамоделировать  высказывания пациента, чем их интегрировать.
Вы переходите с обсуждения особбенностей диагностики на негативные обобщения в адрес терапевтов и врачей общей практики.

Предлагаю еще одну тему: амбиции (пациента и врача) как фактор риска неверного диагноза.


Edited at 2017-10-27 09:57 pm (UTC)

Невнимательный, но умелый — так не бывает

Из этого заявления следует только, что для обретения доверия к специалисту вам требуется, чтобы он раскрывал эти механизмы.

Это задача специалиста — вызывать доверие клиента, а вовсе не задача клиента генерировать веру до уровня религиозной фанатичности во всемогущество и добросовестность специалиста.

Конечно, умение и желание (и наличие времени)

Мы здесь в контексте психологичеких консультаций, всё же, изначально — проблема времени не столь остра.

поговорить о механизмах

Умение и желание в любой степени сжато или подробно, по запросу, без напряга выдавать информацию на заданную тему является необходимым и достаточным критерием наличия ЗНАНИЯ соответствующей темы/предметной области.

может сочетаться с умением лечить

А ЗНАНИЕ чего-то очень сильно коррелирует с УМЕНИЕМ это делать — тем более в естественно-научных и инженерных областях, к которым и медицина, и психотерапия относится.

но жесткой связи тут нет.

Умение сжато и развёрнуто говорить => ЗНАНИЕ => УМЕНИЕ. Свзяь однозначная. Конечно, уметь можно не зная. В психотерапии это даже до недавних пор считалось нормой. А вот в медицине уметь без знания — это что-то новенько.

(2) Внимательность в общении, подробное расспрашивание, раппорт, комментирование всех процессов.
Очень желательно. Но не гарантирует результат, особенно в хирургических специальностях.


На первом шаге надо признать, что гарантий никаких нет. На следующем шаге выяснить, что никаких однозначных готовых публично доступных критериев, которые бы указывали на вероятность того, что специалист знает и умеет (в целом и по конкретной проблеме клиента) — тоже нет. На следующем шаге мы вырабатываем критерии оценки, которые могут быть сходу применены любым индивидом, ищущим любого сорта профессиональную помощь.

Так вот, невнимательность, отсутствие раппорта, беглый опрос серьёзно увеличивает вероятность неуспеха даже в случае стандартной проблемой. Ну что, в самом деле, в 21-м веке ни один хирург не забыл в животе простыни и прочие инородные предметы? А если случай хоть немного нестандартный, то отсутствие указанных факторов гарантирует как минимум снижение качества оказываемой помощи.

Re: Невнимательный, но умелый — так не бывает

Практикующего врача учат быть внимательным, но не учат производить впечатление внимательного.
К сожалению.

Психолога, психотерапевта вроде бы должны учить и тому, и другому.

Калибровать внимательность

Хм, то есть калибровать реальную внимательность — это проблема? По меньшей мере, внимательный опрос:
— квантует монолог субъекта
— порождает вопросы, направленные на детализацию проявлений и их динамики
— что-то ещё?

А внимательный осмотр?

  • 1