Previous Entry Share Next Entry
Кунсткамера MetaPractice (45) создать что-то более эффективное, чем НЛП
П
metanymous wrote in metapractice
https://metapractice.livejournal.com/559013.html

Можно ли создать что-то более эффективное, чем НЛП?
http://www.vestniknlp.ru/author/aapligin/


Сильные стороны уникальности НЛП:


  • Качество эпистемологии (вопрос «КАК?» предшествует вопросам «ПОЧЕМУ?», «ИЗ-ЗА ЧЕГО?» и т.д.).

  • Гуманистичность и направленность на развитие (изначальная вера в ресурсы человека, моделирование «человеческого совершенства»).

  • Трансдисциплинарность (особое сочетание знаний из разных областей).

  • Практичность (все методики рождены из успешного опыта людей либо проверены практикой; сам подход результатоориентирован).

  • Технологичность (большинство инструментов разработано на уровне конкретных алгоритмов — техник).

  • Скорость работы (по сравнению со многими другими школами практической психологии относительно быстро можно добиться результатов по изменению опыта).

  • Широта охвата симптомов, с которыми работает метод (от фобических реакций до решения задач по улучшению своей профессиональной деятельности).

  • Саморазвитие метода, обеспеченное моделированием (лучшие практики могут быть рафинированы до передаваемой другим модели, расширяя практическими находками подход).

  • Скорость подготовки специалистов (в классическом варианте за несколько лет, примерно за 300 – 400 часов).

  • Оригинальность (многие практики/стратегии выявлены у довольно талантливых/гениальных людей).

  • Универсальность и широта применения (может использоваться везде, где есть человеческая деятельность).

  • И т.д.

Теперь стоит отметить основные слабые стороны подхода, чтобы была возможность его усовершенствовать и даже разработать принципиально новые инструменты. Ведь в нем самом заложен такой призыв, а в его исходных принципах и инструментах — механизм саморазвития!

Слабые стороны НЛП:


  • Негативный имидж подхода из-за слова «программирование» в названии (подход ошибочно воспринимается как набор техник по негативному манипулированию человеком и даже зомбированию).

  • Сложность языка (такие темы, как метамодель, якорение, пресуппозиции, метапрограммы сложны для восприятия большинству людей, включая академических психологов).

  • Слабая связь с научной психологией (в методе не представлена связь с другими психологическими концепциями, почти не было научной проверки эффективности гипотез и практик).

  • Отсутствие объективной истории создания подхода (остается туманным то, в какой преемственности использовались знания из других областей и как конкретно открывались различные составляющие метода).

  • Эклектичность (большинству специалистов необходимо самостоятельно определять то, как те или иные темы/техники связаны друг с другом).

  • Отсутствие оценки полноты, непротиворечивости и логической стройности основных структурных компонентов метода (авторы никогда не заботились о четком построении области знания на научных основах, делая акцент на том, что НЛП организовано по принципу «полезности», является моделью; эта работа крайне слабо реализуется образовательными структурами, которые сталкиваются с задачами системного обучения методу).

  • Акцент на психотерапии в базовом уровне обучения (у ряда людей возникает недоумение и снижение мотивации в процессе изучения терапевтических техник, так как они не видят в них актуальности и не собираются становиться психотерапевтами).

  • Порождение завышенных ожиданий от «раскрученной» мощности метода (обучение на базовом уровне строится под задачи изучаемой техники, а не под реальные потребности пришедших на тренинг людей, при этом самостоятельно применять все изученное вместе на самом себе (да и на клиенте) отдельно не обучают; индивидуальное консультирование как система психотерапевтической помощи появилась сравнительно недавно в НЛПт, которой большая часть специалистов НЛП пока не владеет, и т.д.).

  • Ограниченность в работе с симптомами высокого уровня (почти не представлена работа с индивидуальными личностными установками, уровнем «Я-концепция», смыслом жизни, стратегиями организации жизни и т.д.).

  • Акцент на локальных симптомах/запросах клиента, а не личности (специалист НЛП не выходит в своей работе на уровень организации всей личности и жизни человека в целом).

  • Отсутствие профессиональной организации, авторитетной для всего сообщества, направленной на изменение имиджа НЛП и его усовершенствование (положение дел таково, что наиболее известные профессионалы ориентированы на определенных лидеров, которые востребованы и не имеют большой мотивации к организаторской деятельности на общее благо).

  • Размывание границ метода (слабая очерченность границ, а также некачественная подготовка специалистов, так как нет разделяемых всеми стандартов обучения и механизмов их обновления).



Более эффективное чем НЛП

http://ljsearch.metapractice.ru/

  • 1

Эпистемологии НЛП: Канта, Рассела, Коржибского, Бейтсо

Качество эпистемологии (вопрос «КАК?» предшествует вопросам «ПОЧЕМУ?», «ИЗ-ЗА ЧЕГО?» и т.д.).

Эпистемология НЛП является необозримо обширнее упомянутого «инструмента» в порядке употребления познавательного вопроса «как»:

• В НЛП существуют/ определены самими БиГами так называемые познавательные алгоритмы стандартной метамодели ( порядок вопросов). Так что это не один, и полтора десятка вопросов в своих алгоритмах
• В НЛП Гриндером в соавторстве показана возможность и разработана особенный прикладной вариант метамодели «Точность»
• По гуугловскому запросу «Эпистемология НЛП» можно видеть, что эпистемология НЛП является обширной эмердженцией эпистемологии: Канта, Рассела, Коржибского, Бейтсона.

эпистемология НЛП
https://www.google.ru/search?newwindow=1&dcr=0&biw=1331&bih=717&ei=K14JWqyQMcWS6ASC9LrIDA&q=%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%9D%D0%9B%D0%9F&oq=%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%9D%D0%9B%D0%9F&gs_l=psy-ab.3..0i22i30k1.159796.173294.0.174417.44.31.13.0.0.0.152.3594.1j29.30.0....0...1.1.64.psy-ab..1.41.3698...0j0i131k1j0i10i1i42k1j0i10i1k1j0i1k1.0.d33YaPHjqVk


Edited at 2017-11-13 10:43 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account