Previous Entry Share Next Entry
"Whispering in the Wind" (11) Очередное уточнение понятий
П
metanymous wrote in metapractice
https://metapractice.livejournal.com/341328.html

Epistemology (from Whispering) with f1, FA and f2:

• F1 Transforms
• First Access
• F2 Transforms
• Linguistic Representations
• Модель
• Техника

Сибирь Калифорния

Ч II) Глава 3: Новый код. Возникновение проекта

Возникновение проекта: естественное следствие глубокого расширенного моделирования и тренировочной работы.

Хотя приводимый ниже рассказ вначале продолжает историческое изложение в том же роде, что и в нескольких последних разделах, важно заранее установить рамки следующих дальше описаний. За исключением последней главы, главное внимание этой книги сосредоточено на моделировании – центральной деятельности НЛП. Предлагая теперь новый код, мы присутствуем при возникновении нового явления, хотя и можем отчетливо описать его как результат той самой деятельности моделирования, о которой была речь раньше. Это явление называется проектированием. Новый код является результатом последовательной деятельности проектирования, а не деятельности моделирования в узком смысле, определенном выше.

Немедленный успех и быстрое распространение первоначальных моделей НЛП в середине и в конце 70-х годов вызвали нарастающий интерес, и вследствие этого большой спрос на подготовку специалистов, желавших усвоить искусство паттерирования. Этот спрос составил для Бендлера и Гриндера благоприятную возможность, и вместе с тем отвлечение. Увлекательная и поглощающая задача явно описать поведение ряда чрезвычайно одаренных людей (Сатир, Перлс, Эриксон и т. д.) глубоко повлияла на создателей НЛП. Но хотя Гриндер и Бендлер прилагали большие старания, пытаясь приблизиться к каждому из проектов моделирования в состоянии дисциплинированного незнания (объясняемого ниже), в конце 70-х годов выяснилось, что закодированные ими отдельные модели превосходства в значительной степени налегали друг на друга.

В случае моделирования словесных паттернов это можно понять. Два моделировщика, к счастью, выбрали уже высоко развитый и относительно строгий код моделирования языковых паттернов – язык трансформационного синтаксиса. Понятно было, что переменные, использованные для описания словесных паттернов разных моделей, должны были сильно налегать друг на друга. Этот описательный код в конечном счете представлял собой код, основанный на структуре естественного языка. Поэтому неудивительно, что один и тот же код, описывающий словесные паттерны, оказался применимым и плодотворным в ряде независимых проектов моделирования.1 Например, переменные, описывающие паттерны метамодели, сильно пересекаются с теми, которые необходимы для изложения Мильтон-модели.

Однако в моделировании несловесных паттернов нельзя было использовать постоянный начальный код, сравнимый со случаем словесного паттернирования. По-видимому, лучше всего представить себе, что Бендлер и Гриндер индуктивно пришли к некоторому частичному списку переменных проектирования. Этот процесс был чем-то вроде подсознательного усвоения паттернов, их развертывания во время подражания и их спонтанного подсознательного редактирования (как это было подробно описано на примере моделирования Перлса в разделе Контексты открытия). В дальнейшем их широкий опыт применения паттернов и требования проектирования в контексте обучения естественным образом привели их к глубокой оценке переменных, общих для различных паттернов, отчасти явных и отчасти подсознательных.

Например, было совершенно ясно, что раппорт (между терапевтом и клиентом) был существенной компонентой любого эффективного вмешательства в работе изменения. Напомним, что под раппортом мы понимаем способность овладеть вниманием клиента, особенно его подсознательным вниманием, а не более обычные представления, такие как доверие, секретность, и т.д. Но что такое раппорт, если не особое состояние? Таким образом, манипулирование состоянием (как состоянием терапевта, так и состоянием клиента в ходе работы изменения) оказывается общей чертой всех видов вмешательства, и в то же время примером одного из элементов множества переменных проектирования, постепенно возникавшего из этого обширного опыта.

Edited at 2018-04-24 06:34 am (UTC)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - НОВЫЙ КОД. ИССКУССТВО ПАТТЕРНОВАНИЯ

(а) Вниманию предлагается эволюция МОДЕЛИРОВАНИЯ в ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Именно ПРОЕКТИРОВАНИЕ породило новый код.

(б) В основе моделирования первого кода лежит ИСКУССТВО ПАТТЕРНОВАНИЯ. [В метапрактике искусству паттернования соответствуют несколько/ три первые этапа конвейера моделирования: нахождение ФЕНОМЕНА ЧА - описание ПАТТЕРНОв найденного феномена - формализация конкретной МОДЕЛИ.]

(в) ИСКУССТВО ПАТТЕРНОВАНИЯ невербального, в представлении ГиБ (Гриндер и Бостик), не подлежит хорошей формализации, по сравнению с паттернованием вербального. Задачи паттернования невербального по ГиБам следует решать за счёт подсознательного "редактирования". [В метапрактике паттернование невербального осуществляется за счёт применения технологии "морфо-циклической" техники моделирования.]

(г) РАППОРТ по ГиБам это взаимо-настройка состояний оператора и субъекта.


Edited at 2018-05-15 01:08 pm (UTC)

(2) (Ч II) Глава 3: Новый код. Возникновение проекта

Другой переменной проектирования из этого множества было начинающееся использование множественных позиций восприятия, неявно присутствовавшее в зачаточной форме уже в классических форматах якорения. В классические форматы якорения входит установление и овладение некоторым ресурсом, содержащимся в опыте личной истории клиента. Когда мы просим клиента …вспомните время, когда…, а затем, обнаружив необходимое опорное переживание, приглашаем клиента вернуться к этому переживанию, чтобы вновь обрести содержащийся в нем ресурс, мы неявно создаем историческую метапозицию (или, как она называется в Тройном Описании нового кода, историческую 3-ю позицию), как неотъемлемую часть вмешательства. Но важно заметить, что это новая переменная, не кодируемая явным образом в классическом коде, описывающем формат вмешательства. Этот новый элемент, отчетливо занимающий центральное место в новом коде, входит в него при развитии явной формы так называемого Тройного Описания. Третьим примером неявной переменной проектирования оказывается фрейминг, встречавшийся во вмешательствах классического кода (спорадически присутствовавший в некодируемом поведении терапевта) при попытках интуитивного подхода к экологическому вопросу.

Как было сказано выше, огромный спрос на тренировку – вначале психиатров, врачей, социальных работников и клинических психологов, а затем бизнесменов, спортсменов, учащихся, музыкантов и приезжих всякого рода, со всевозможными странными и причудливыми свойствами и верованиями – представлял собой не только благоприятную возможность, но и отвлечение. Он несомненно отвлекал нас от широкомасштабных, долговременных проектов моделирования, подобных работе Эриксона. Но одновременно он доставлял нам возможности – финансовые средства и перспективу проектирования тренировок для достижения высококачественной и эффективной передачи уже закодированных паттернов заинтересованным лицам и организациям – в виде книг, звукозаписей и особенно семинаров. Важно заметить, что этот спрос на подготовку людей, иногда в большом числе и с весьма различным прошлым и способностями, сыграл важную роль в нашем отборе, уточнении и оценке переменных проектирования. Мы постоянно развивали и испытывали новые методы, чтобы добиться более эффективной и экономной передачи паттернов. Иногда мы достигали этого, варьируя один из уже смоделированны х паттернов (внося изменения в первоначальный паттерн, чтобы найти форму, столь же эффективную, но более доступную учащимся). Иногда для облегчения передачи паттернов мы уделяли главное внимание наведению у учащихся надлежащих состояний обучения – то есть опять манипуляции состояниями.


Edited at 2018-04-24 06:35 am (UTC)

Re: (2) (Ч II) Глава 3: Новый код. Возникновение проекта

(а) Примеры ПРОЕКТИРОВАНИЯ первого/ нового кода: ТРОЙНОЕ ОПИСАНИЕ; ФРЕЙМИНГ.

(б) Варианты МОДЕЛИРОВАНИЯ:

--разработка долговременных масштабных проектов моделирования, например, разработка Эриксона (не уделяли должного времени по причине больших заказов на тренировки и обучение)

--варьирование уже открытых моделей
--НАВЕДЕНИЕ СОСТОЯНИЙ ОБУЧЕНИЯ

(3) (Ч II) Глава 3: Новый код. Возникновение проекта

Мы делали эти уточнения, постоянно экспериментируя с вопросом:

Что произойдет, если мы сделаем Х?

Эти уточнения представляли собой шаги в индуктивном процессе, где мы стремились хотя бы отчасти выявить множество переменных проектирования, лежащих в основе паттернов классического кода.

В результате всей этой деятельности два создателя НЛП получили частично описанное множество переменных проектирования. Примерно в это время они решили вести свои дела отдельно. Оглядываясь назад, можно заметить, что впоследствии каждый из создателей НЛП следовал своим личным предпочтениям. Они использовали частично описанный набор переменных проектирования – в случае Бендлера в форме, которую он называет Проектом Человеческой Техники,2 а в случае Гриндера в форме Нового Кода.

Не могу не признать, что, во всяком случае в моем опыте, систематическое использование частично описанных переменных проектирования, которое привело к новому коду, можно понимать как некоторый вид самомоделирования (я приглашаю Бендлера описать свой опыт в этом отношении).

Мне доставляет наибольшее удовольствие, когда мой опыт значительно опережает мою способность сознательно и явно представить эффективные паттерны моего собственного поведения. Такие переживания – я сравниваю такие периоды с бегом быстрее ветра – являются признаком развития новых паттернов, которые я впоследствии смогу описать. Замечу, впрочем, что это отдельная форма деятельности, имеющая некоторые общие черты с моделированием, но совершенно отличная в других отношениях. В этом случае нет определенной внешней модели для имитации; я прихожу к новым паттернам отчасти сознательным путем, а отчасти – что более важно – путем подсознательной манипуляции некоторыми переменными проектирования; я использую обратную связь, чтобы определить, чтó заслуживает внимания, пока я не достигаю некоторого критерия – то есть убеждаюсь, что достиг желательных результатов. Тогда и только тогда я пытаюсь дисциплинированным образом описать то, что я спроектировал.

В предыдущем рассказе я попытался разъяснить читателю, каким образом деятельность проектирования возникла как естественное следствие деятельности моделирования, и в то же время как ответ на требование эффективно передать миру, в контексте тренировки, продукт моделирования НЛП.


Edited at 2018-04-24 06:35 am (UTC)

Подсознат. манипулир. переменными проектирования прив

(1) ПЕРЕМЕННЫЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ первого кода Бандлер использовал в ДХЕ, а Гриндер в новом коде.

(2) ДХЕ и Новый код в значительной мере есть САМО МОДЕЛИРОВАНИЕ.

(3) Само моделирование есть отдельная форма деятельности только частично являющаяся моделированием. Нет явной модели для имитации.

(4) Подсознательное манипулирование переменными проектирования приводит к желаемым результатам само моделирования.

Контекст создания нового кода/Цепочка превосходства

Состояние незнания и некоторые следствия
Частичный перечень паттернов нового кода

Далее следует частичный перечень паттернов, содержащихся в новом коде:

1. Множественная позиция восприятия, в особенности Тройное Описание (1-ая, 2-ая и 3-я позиции).

2. Явный фрейминг (результат, намерение, следствие с проверкой соответствия заданной проблеме).

3. Отношения порядка, в том числе такие иерархии как логические уровни.

4. Временные границы (первоначально развитые в виде упражнения на совместном семинаре Гриндера и Дилтса в начале 80-х годов).

5. Словесная Упаковка с сокращенными вопросами, явным фреймингом и более утонченными словесными различиями, называемыми в обычных терминах описанием, интерпретацией и оценкой.

6. Единственный формат изменения в четыре шага, с переменным 3-им шагом (игры, порождающие высокопроизводительные состояния). В эти игры входят игра «Алфавит», игра «NASA», варианты упражнений с батутом Роджера Табба9 , и т. д.

7. Отслеживание (толчки, автоматическое движение к желательному состоянию).

8. Различные формы непроизвольных сигналов между сознанием и подсознанием.

9. Характерологические прилагательные.

Мы выберем пару предыдущих паттернов для более подробного изложения, чтобы дать почувствовать характерные особенности нового кода: единственный формат изменения с новым кодом игры и некоторые применения Тройного Описания.

Паттерн - паттернование

Изложение паттернирования

а. Описание паттерна: это относительно сенсорно обоснованное описание элементов паттерна и их существенного упорядочения (то есть последовательности, в которой эти элементы должны быть применены – исторически, в НЛП, это приняло форму шагов формата, определяющего, что практик должен делать на первом, втором шаге и т. д.).

б. Последствия использования паттерна: это относительно сенсорно обоснованное описание, какие последствия практик может предвидеть при конгруэнтном применении паттерна.

в. Критерии отбора: это относительно сенсорно обоснованное установление условий или контекстов, в которых уместен отбор и применение этого паттерна – например, в области работы изменения это различение между уместностью этого паттерна для изменений 1-го и 2-го порядка. Это описание должно включать любые противопоказания (условия, при которых паттерн определенно НЕ должен быть выбран и применен).

5. Внимательный читатель уже заметил, что выражение относительно сенсорно обоснованное описание встречается как часть каждого элемента предложенного формата изложения. Это выражение указывает на тот факт, что крайне сомнительно, существует ли адекватный словарь для описания в сенсорно обоснованных терминах чего-нибудь значительного в человеческих паттернах. 1

Остается в полной силе практический вопрос – как представлять результаты нашего моделирования и паттернирования, чтобы другие могли понять и оценить то, что мы в действительности предлагаем? Можно предположить, что одно из главных приложений уже имеющихся в НЛП паттернов – это приложение к эффективной коммуникации. Есть весьма практичное и привлекательное решение этого вопроса – предположим, что вдобавок к представлению трех минимальных элементов, предложенных выше, мы, как сообщество, принимаем требование, чтобы практик НЛП, предлагающий новую модель или новое образование паттернов, представлял наряду с указанными выше элементами словесного описания видеозапись, где практик демонстрирует один или более конкретных примеров предлагаемой им модели или паттернирования. Это создало бы опорные переживания, представляющие (с помощью видеозаписи через интернет) каждому заинтересованному в использовании или испытании паттерна прямой доступ к примеру его модели или паттернирования. Конечно, пример модели или паттернирования – это не то же самое, что сама модель или паттернирование, однако он подойдет к ним значительно ближе, чем это случается при обычной многозначной интерпретации, неизбежно связанной с одним только словесном описанием.

Эта стратегия обеспечения эффективного сообщения моделей и паттернов ставит добавочную задачу – дело в том, что в настоящее время имеется довольно ограниченное число различий, из которых конструируются модели и паттерны НЛП, что неудивительно при синтаксическом подходе к образованию паттернов НЛП. Мы предлагаем устроить библиотеку таких видеофильмов (опять-таки, доступных через интернет). Такая библиотека весьма облегчила бы понимание и координацию исследований в сообществе НЛП, поскольку были бы конкретные примеры якорения, фрейминга, словесных паттернов, калибровки и т. д., как пункты отсчета, вокруг которых могла бы развиваться дальнейшая дискуссия и уточнение паттернов. При устройстве этой библиотеки надо проявить особую заботливость, поскольку она станет буквально центральной точкой отсчета для определения основных терминов во всей области НЛП. Поэтому было бы разумно пригласить большое число самых компетентных практиков присылать, например, видеофильмы по технологии якорения, и включить в библиотеку эти множественные представления. Здесь надо уравновесить два стремления:

Для тренера НЛП


Edited at 2018-05-17 11:42 am (UTC)

Формат изменения нового кода

Формат изменения нового кода

Новый код в его применении к работе изменения отчетливо отражает мои (ДГ) минималистские тенденции. Вместо обилия форматов, формат изменения в новом коде представляет собою единственную упорядоченную последовательность, состоящую из четырех простых шагов:

Формат изменения Нового Кода

1. Выберите с 3-ей позиции (метапозиции, то есть со стороны) некоторый контекст, в котором вы переживаете то поведение, которое хотите изменить (или на которое хотите повлиять).

2. Локализуйте физически этот галлюцинируемый контекст, с вашим собственным образом и звуками в этом контексте, исполняя поведение, которое вы хотите изменить, или на которое хотите повлиять, и ассоциируйтесь с вашим собственным образом (1-ая позиция), ничего не пытаясь изменить. Затем калибруйте самого себя (то есть заметьте и запомните ваше состояние); это самокалибровка. В это же время помогающий вам человек (тренер) также калибрует вашу нынешнюю реакцию на этот контекст.

Разделяющее состояние (диссоциация от безресурсного состояния)

3. Диссоциируйтесь от безресурсного состояния, перейдя в другое физическое место. Приведите себя в ресурсное состояние и ассоциируйтесь с ним, без содержания, с помощью игры Нового Кода (например, игры «Алфавит», «NASA» и т. д.). Играйте в эту игру 15 минут, чтобы вполне активировать цепи, допускающие высокопроизводительное состояние. 10

4. В конце игры (15 минут, или до полной активации цепей), сразу же и, что наиболее важно, не пытаясь как-либо сознательно повлиять на свое переживание, вернитесь физически в место представления проблемной ситуации и снова ассоциируйтесь с собственным образом. Заметьте, как изменилось ваше восприятие этой ситуации, вследствие вашего ресурсного состояния, и, если пожелаете, прорепетируйте некоторые из новых, желательных для вас форм поведения.

Обратите внимание на то, что шаг 3 содержит переменную – переменной является специфическая игра, которой занимается играющий в течение шага 3. Это в действительности открывает путь для проектирования и включения многих различных игр, какие вы можете спроектировать с соблюдением условий правильного формирования, которые содержатся в эталонных играх («Алфавит», «NASA», игра с батутом и т. д.) и которые приводят играющего в высокопроизводительное состояние, свободное от содержания.

ЧЕТЫРЁХ ШАГОВЫЙ Формат изменения Нового Кода

Формат изменения Нового Кода

1. Выберите с 3.1-ей позиции (общей метапозиции, то есть со стороны) некоторый контекст, в котором вы переживаете то поведение, которое хотите изменить (или на которое хотите повлиять).

2. (1-ая позиция):

(а) Ассоциируйтесь с вашим собственным образом (1-ая позиция): локализуйте физически этот галлюцинируемый контекст, с вашим собственным образом и звуками в этом контексте, исполняя поведение, которое вы хотите изменить, или на которое хотите повлиять, и, ничего не пытаясь изменить.
(б) Затем калибруйте самого себя (то есть заметьте и запомните ваше состояние); это самокалибровка.
(в) В это же время, помогающий вам человек (тренер) также калибрует вашу нынешнюю реакцию на этот контекст.

3. 3.1-я общая позиция –> 3.2-я ресурсная позиция:

(а) Диссоциируйтесь от безресурсного состояния (1-ая позиция), перейдя в другое физическое место:
(б) Приведите себя в ресурсное состояние и ассоциируйтесь с ним, без содержания, с помощью игры Нового Кода (например, игры «Алфавит», «NASA» и т. д.). Играйте в эту игру 15 минут, чтобы вполне активировать цепи, допускающие высокопроизводительное состояние. 10

4. Возвращение в 1-ю позицию:

(а) Вернитесь физически в место представления проблемной ситуации и снова ассоциируйтесь с собственным образом. (В конце игры 15 минут и не пытаясь как-либо сознательно повлиять на свое переживание.)
(б) Заметьте, как изменилось ваше восприятие этой ситуации, вследствие вашего ресурсного состояния,
(в) и, если пожелаете, прорепетируйте некоторые из новых, желательных для вас форм поведения.

Примечание: игры нового кода есть ПЕРЕМЕННЫЕ.


Edited at 2018-05-23 01:39 am (UTC)

(Ч II) Глава 3. Множественные позиции восприятия (5т)

Пример игры нового кода
Множественные позиции восприятия

Теперь мы займемся вторым паттерном, принимающим явную форму в новом коде – паттерном под названием «множественные позиции восприятия». При создании нового кода способ образования паттернов (формат), дающий возможность занимать множественные позиции восприятия, сделан явным. Важно оценить, что представляет собою эта возможность в эпистемологическом смысле, и каким образом она доставляет опоры для выбора.

Как мы подчеркнули в эпистемологии, развитой в начале книги, и в других ее местах, то, что обычно называется миром, есть в основном преобразованное множество представлений (ПД) . Прежде чем мы получаем доступ к нему, данные, полученные от наших рецепторов, подвергаются неврологическим преобразованиям, определяемым человеческой нервной системой. Мы отметили это вызывающим утверждением, что Кожибский был слишком консервативен: не только карта не является территорией, но даже территория в его смысле не является территорией. Мы показали далее, что после Первого Доступа мы как правило применяем второе множество преобразований, Лингвистических по своей природе (или производных от Лингвистических отображений).

Теперь мы попросим вас осознать дальнейшую фильтрацию, или дальнейшее преобразование нашего опыта, единственное и специфическое для каждого из нас как индивида – мы имеем в виду кумулятивные эффекты того, что мы называем нашей личной историей.

Как следует понимать термин личная история в этом контексте? Во всяком случае ясно, что каждый естественный язык представляет богатое множество преобразований, которые могут применяться к ПД. Однако в то время, когда мы осваиваем основы нашего родного языка, мы никоим образом не осознаём ни одного из этих фактов. В действительности мы интуитивно моделируем Лингвистическую компетентность (или недостаток таковой) некоторых фигур, особенно влиятельных в этот период нашей жизни – обычно наших родителей и членов семьи. Это равносильно утверждению, что из всего множества преобразований, представляемых нашим естественным языком, мы подсознательно принимаем некоторое меньшее подмножество – более конкретно, подмножество наших моделей. Отсюда следует, что мы редко достигаем мастерства в использовании всего многообразия выборов, представляемых нашим родным языком (для чего требуется большая личная дисциплина и вспомогательные средства). Эта ситуация аналогична подсознательному моделированию, приводящему в каждом из нас к развитию подсознательно предпочитаемой системы представления.

Раннее подсознательное моделирование объясняет также, каким образом действует при создании выбора метамодель – поскольку это явный метод для пересмотра и расширения множества Лингвистической компетентности индивида, клиента или пользователя. Кумулятивный эффект подсознательного и систематического применения нашего личного ограниченного подмножества Лингвистических преобразований к нашим переживаниям (ПД) составляет со временем то, что мы называем нашими мысленными картами, или нашими моделями мира. В свою очередь, эти мысленные карты становятся, с помощью процесса прямой связи, добавочным множеством фильтров для нашего опыта. Итак, наша личная история лучше всего представляется мысленными картами, обобщающими то, что мы делали в течение нашей жизни, пользуясь той Лингвистической компетентностью, какую нам довелось развить.


Edited at 2018-04-24 06:36 am (UTC)

III. Множественные позиции восприятия - эпистемология

При создании нового кода способ образования паттернов (ФОРМАТ) задействования МНОЖЕСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ сделан явным.

Эпистемология множественных позиций

(1) Первичный доступ
В эпистемологии, то, что называется миром, есть преобразованное множество представлений (Первичного Доступа).
Но прежде данные, полученные от наших рецепторов, подвергаются неврологическим преобразованиям, определяемым человеческой нервной системой.

(2) Коржибский
Коржибский был слишком консервативен: не только карта не является территорией, но даже территория в его смысле не является территорией.

(2) (Ч II) Глава 3. Множественные позиции восприятия

Многие исследователи НЛП, особенно поддаваясь первоначальному энтузиазму, вызванному эффективным использованием паттернов, ставят перед собой некоторую эпистемологически странную (и невозможную) цель. Они пытаются освободиться от всех фильтров восприятия, часто утверждая, что они смогут таким образом постигать мир без искажений. Такой наивный проект, конечно, неосуществим. Значительная часть того, что делает нас членами нашего вида, как раз определяется множеством фильтров, описанных нами как преобразования F1. Трудно представить себе, что могло бы означать подлинное освобождение человека от таких фильтров.

Но хотя и невозможно освободиться от любой фильтрации окружающего нас мира, можно манипулировать искажениями, возникающими от специфических преобразований F2. Мы снова напоминаем, что в детстве мы выбираем (из набора Лингвистических паттернов, доступных нам в качестве отображающих функций) некоторое ограниченное подмножество, обычно доставляемое нашей семьей. Кумулятивные эффекты этого подсознательного выбора приводят в течение всей жизни к развитию наших мысленных карт. Если теперь сосредоточить внимание на преобразованиях F2, то возникает некоторая когерентная возможность; а именно, человек может научиться намеренно сдвигать фильтры – то есть в самом деле переходить в другую перцептуальную позицию, что равносильно сдвигу фильтров восприятия.

Когда индивид намеренно тренируется, чтобы овладеть искусством сдвига фильтров восприятия, он расширяет этим мир своего выбора. Если он вооружен процессом, позволяющим ему систематически предлагать себе ряд ранее недоступных выборов, то у него проявляется способность порождать новые формы поведения в старых контекстах. Естественным следствием создания множественных описаний мира – и тем самым более широкого выбора – является бóльшая гибкость конкретного образа действий в любом данном контексте.

Среди простейших способов создания новых выборов – составляющих опору для гибкости – можно указать следующие:

1. Сдвиг внимания – более конкретно, намеренный выбор новых частей воспринимаемого мира, на которые обращается внимание, и особых способов обращать на них внимание.

2. Принятие характеристик и восприятий некоторой определенной группы. Чтобы дать читателю понятие, что это значит, приведем следующий пример: представьте себе, чем является ломоть зрелого сыра с точки зрения

а. мыши
б. коровы
в. голодного студента
г. пациента, не выносящего лактозы
д. торгового служащего

е. юриста
ж. бухгалтера
и т. д.

3. Систематический сдвиг позиции восприятия с одной из трех указанных в Тройном Описании привилегированных позиций на другую. Заметим здесь, что предыдущий пункт 2 может быть описан как обобщенная вторая позиция.

4. Развитие и дисциплинированное расширение искусства множественного описания посредством явной манипуляции наличной Лингвистической компетентностью. В частности, мы предлагаем читателю использовать различия между процессами описания, интерпретации и оценки.

Заметим, что в потенциально безграничном множестве перцептуальных позиций, которые мы можем научиться занимать, есть некоторое привилегированное множество, указанное выше под номером 3, которое мы называем Тройным Описанием.


Edited at 2018-04-24 06:36 am (UTC)

IV Изменение фильтров – поведенческая гибкость

(1) Наивный проект освобождения от всех фильтров восприятия F1.
(а) Эпистемологическая странная и невозможная цель есть ОСВОБОЖДЕНИЕ от всех фильтров восприятия, часто утверждая, ДЛЯ постижения мира без искажений. Такой наивный проект, конечно, неосуществим.
(б) Множество фильтров преобразования F1 делает нас членами нашего вида. Трудно представить себе, что могло бы означать подлинное освобождение человека от таких фильтров. [ К наивному проекту освобождения от фильтров, в первую очередь, подталкивает пресуппозиция: «Карта не есть территория». Подобных пресуппозиций достаточно в Структура Магического1,2
Джон есть большой любитель книг Карлоса Кастанеды. В 10 книгах последнего дан достаточно обширный взгляд на что похоже для субъекта освобождение от всех фильтров восприятия. И это только один из множества исторических взглядов на вопрос «освобождения от фильтров восприятия». ]

(2) Переход в другую перцептивную позицию за счёт F2 есть вариант сдвига фильтров восприятия:
(а) Можно манипулировать искажениями, возникающими от специфических преобразований F2 с целью изменения фильтров. Например, детстве выбираются Лингвистические паттерны из их «семейного» подмножества. Сумма эффектов этого подсознательного выбора приводят к развитию мысленных карт.
(б) В итоге, сосредоточивая внимание на преобразованиях F2, субъект может намеренно сдвигать фильтры, например, переходить в другую перцептуальную позицию.

(3) Гибкость действий за счёт сдвига фильтров восприятия путём множественных описаний
(а) Тренировка в сдвиге сдвига фильтров восприятия расширяет число доступных поведенческих выборов, том числе в контекстах прошлого.
(б) Большое количество поведенческих выборов в любом контексте генерализуется в общую поведенческую гибкость. [ Обучение1,2 в обучение3.]

(4) Некоторые простые способы создания новых выборов поведения:

1. Сдвиг внимания:
(а) намеренный выбор новых частей воспринимаемого мира, на которые обращается внимание
(б) особые способы обращения внимания [ ДЕКОДЕР ]

2. Тройное Описание.

3. Принятие ВОСПРИЯТИЙ И ХАРАКТЕРИСТИК различных референтных групп. Обобщение тройного/ МНОЖЕСТВЕННОГО описания. [ Принятие различных личных и групповых точек зрения. ]

4. ФРЕЙМИНГ (лингвистический) множественного описания


Edited at 2018-05-22 12:28 pm (UTC)

Часть I. Гл. 1: Эпистемология. Функция наименования. (4т)

Краткий экскурс в эпистемологию
Данные, сходящиеся к Первому Доступу (ПД).
Ограничения данных, поступающих в ПД.
Первое ограничение на ПД.
Второе ограничение на ПД.
Второе множество преобразований: Лингвистически опосредованный опыт.
Применения к традиционному различию Карта /Территория.
Критерий полезности.
Функция наименования.

Если некоторый предмет, находящийся перед нами, имеет в своей структуре физическое свойство поглощать все длины волн видимого света, за исключением зеленого, то мы с потрясающей эпистемологической небрежностью отбрасываем все технические аспекты происходящего даже в той узкой полосе электромагнитного спектра, которая нам доступна, и приписываем этому предмету цвет под названием зеленый – не потому, что этот объект сам по себе зеленый, а потому что он поглощает все цвета видимого спектра за исключением зеленого. Этот пример попросту иллюстрирует, что мы сопоставляем некоторой части ПД некоторую произвольную последовательность звуков совершенно условно – условны сопоставляемые звуки и условен способ, как они сопоставляются.7

Повседневные примеры этого произвола в наименовании часто наблюдаются, когда маленькие дети дают имена разным предметам, особенно в семьях, где применяют нетехнические способы описания обычных предметов. Например, при введении дистанционного управления телевизорами, проигрывателями компактных дисков и т.д. возникло множество терминов, обозначающих это устройство – дистанция, управление, переключатель.

Язык доставил нам возможность создавать развитые мысленные отображения, следующие за ПД, – мысленные представления, приписывающие некоторые характеристики предметам, людям, процессам и т.д.; это вполне искусственные конструкции, отвечающие нашим человеческим требованиям. Рассмотрим следующие вопросы:

В чем разница между сорняком и цветком, между борцом
за свободу и террористом, между шумом и музыкой?8


Мы просим вас понять, что язык – добавочный слой искажения наших восприятий. Язык – это еще один источник иллюзии, это, по-видимому, присущее только человеку преобразование, наложенное на описанные выше неврологические преобразования.

Как было сказано выше, мы полагаем, что Кожибский был слишком консервативен. Мы считаем весьма полезным уточнить анализ Кожибского, называемый различением карты и территории. Более конкретно, важно различать два класса отображений, производимых двумя фундаментально различными логическими типами преобразований: первый из них – это нервные преобразования, предшествующие Первому Доступу (ПД) , а второй – это Лингвистические преобразования, следующие за ПД. Преобразования, действующие между рецепторами и ПД, составляют первое множество преобразований (неврологических преобразований, множество которых мы будем иногда обозначать F1), выполняющих отображение на множество представлений, называемое ПД. Как мы уже сказали, ПД – это множество образов, звуков, ощущений и т.д., образующее то, что мы называем нашим первым переживанием мира. Второе множество преобразований (Лингвистических преобразований, иногда обозначаемых F2) отображает то, что мы называем нашим первым переживанием мира (ПД) , на языковые структуры.9


Edited at 2018-04-24 06:39 am (UTC)

Часть I. Глава 1. Выводы о НЛП. (4т)

Функция наименования.
Различие между неврологическими и Лингвистическими преобразованиями.
Логические уровни как структура Лингвистических преобразований.
МИР
Первый Доступ
Лингвистически опосредованные описания ПД
Некоторые следствия эпистемологических соображений.
Выводы о НейроЛингвистическом Программировании.

НЛП как дисциплина представляет собой операционную эпистемологию высшего уровня; его область включает отображения внутри ПД, между ПД и Лингвистически преобразованными представлениями, а также образование паттернов во множестве Лингвистических преобразований и преобразований высшего порядка. Например, множество преобразований естественного языка, именуемое синтаксисом, есть одно из важнейших множеств отображений F2, формирующих конечный продукт – наши Лингвистически опосредованные мысленные карты. Совершенно ясно, что областью, в которой определяются паттерны НЛП, являются представления. Заметим, что это истолкование НЛП с его операциями как множества эпистемологических операций высшего порядка означает, что НЛП оперирует единственно и исключительно представлениями (мысленными картами) и ни в одном пункте не касается каких-либо вопросов о природе реального мира. Область НЛП состоит из представлений, и только их одних. Отображения, входящие в эту область, – это отображения, соединяющие ПД с различными описаниями ПД и его внутренних отношений.
Таково, следовательно, эпистемологическое положение НЛП. На обоих уровнях, на уровне ПД и на уровне Лингвистических преобразований, мы оперируем представлениями – мысленными картами – но никогда не занимаемся самим миром. Очевидно, таким образом, что областью НейроЛингвистического Программирования (НЛП) являются представления, а применение паттернов НЛП есть не что иное, как манипуляция такими представлениями. Это было высказано Бендлером и Гриндером в книге, положившей начало НЛП:

Люди живут в реальном мире. Но мы не оперируем этим миром прямо и непосредственно, а оперируем картой или рядом карт, служащих для руководства нашим поведением. Эти карты, или системы представления, неизбежно отличаются от моделируемой ими территории.… Когда люди приходят к нам на терапию, выражая страдание и недовольство, то испытываемые ими ограничения относятся, как правило, к их представлению мира, а не к самому миру.
Бендлер и Гриндер, Структура магии,
т.I, стр.179.

Бегло просматривая последствия развитой выше эпистемологии для практики НЛП, мы обнаруживаем, между просим, следующее:

1. О центральной деятельности НЛП, моделировании – то есть отображении подсознательного знания в явное знание – следует заметить, что любое моделирование содержит в себе некий произвол. Если задан некоторый сложный способ поведения, и особенно некоторое множество динамических взаимодействий между людьми, то существует очень много способов формирования таких взаимодействий, создающих из них модель. Этот произвольный характер моделирования ограничивается несколькими переменными, сужающими такой произвол, хотя эти ограничения нисколько не придают этому процессу детерминистского характера.

Достаточно привести конкретный пример. Возьмем обычную и довольно простую механическую систему – карманный фонарик. Рассмотрим следующие две модели или описания одного и того же фонарика:

Модель А – фонарик. Поздравляю вас, вы только что купили великолепный фонарик Эверлайт. Действие вашего Эверлайта – сама простота: вам надо только нажать на серебряную полоску со стороны стекла. Готово! Теперь вам светло даже в абсолютной темноте. Не забудьте, что перед действием выключателя надо вложить в этот устройство две батареи.

Модель Б: Фонарик. Этот механизм состоит из простой цепи, соединяющей источник тока (2 или более батарей «С», включенных последовательно) с лампой накаливания, помещенной в конце механизма. Простая скользящая рукоятка, продвинутая к концу, где находится лампа, замыкает цепь и включает лампу, создавая источник освещения.

Edited at 2018-04-24 06:43 am (UTC)

(2) Часть I. Глава 1. Выводы о НЛП. (4т)

Конечно, обе эти модели или описания полезны, хотя и служат совершенно разным целям. Это указывает на важность цели или намерения в деятельности, именуемой моделированием, и на тесно связанный с ней вопрос о словаре, на который отображается моделирование превосходства.16

Это легкое упражнение в описательном кодировании показывает, насколько важно выявить в процессе моделирования намерение моделировщика. Еще более важно требование проверить модель, действительно представив ее учащимся, и получить возникающую из нее обратную связь, с помощью которой моделировщик наблюдает работу учащихся и делает выводы, какие модификации кодировки этой модели могут облегчить усвоение и тем самым улучшить самую модель.

2. Как уже было сказано, мы хотим сосредоточить внимание на том факте, что НЛП ни в каком аспекте своей работы не соприкасается с реальным миром. Область деятельности НЛП, как в его основной работе моделирования, так и в его разнообразных приложениях, например, в работе по изменению – личному, терапевтическому, или профессиональному, относящемуся к большим и могущественным организациям (корпорациям, учреждениям, даже странам) – состоит из представлений и ни из чего иного.

Приведем пример, какие освобождающие последствия имеет эта эпистемология в конкретной области применения. Профессиональный терапевт сталкивается во многих случаях своей карьеры с клиентами, испытавшими ужасные переживания бесчеловечных действий. Поставьте себя в перцептивное положение такого терапевта: перед вами находится человек, переживший многочисленные акты личной агрессии, травмированный беженец из Боснии, Северной Ирландии, Афганистана, Руанды или из пригорода Лос-Анджелеса. Человек, находящийся перед вами, пытается спастись от ужаса своего прошлого. Вследствие этих травм он не способен мобилизовать свои ресурсы и стереть последствия пережитого, чтобы войти в продуктивную, и даже творческую фазу жизни и развития личности.

И вот, если профессионал не понимает, что его дело – манипулировать представлениями, составляющими область, на которой определено применение паттернов НЛП (или любой системы изменения), то его задача буквально невозможна. Как может он помочь клиенту изменить грубые переживания его личной истории – нападения, насилия, оскорбления и т.д. – все эти события, которые действительно произошли в прошлом, и недосягаемы для настоящего?

Ответ, конечно, обезоруживающе прост: достаточно заметить, что ни одно из этих ужасных переживаний, происшедших в прошлом, не происходит сейчас. Что происходит в настоящем – это то, что клиент сохраняет в себе представления (образы, ощущения, звуки, запахи и вкусы) этих переживаний, и что всякая попытка продвижения к продуктивному, правильному поведению включает, реактивирует (посредством довольно хорошо изученного явления, которое мы называем в НЛП якорением) эти представления, перемещая их из прошлого в настоящее.

Понимая все это, терапевт способен создать контекст, в котором клиент сможет освободиться, быстро и окончательно, от этих уже неуместных реакций. Как можно полагать, никто не способен принимать и терпеть такое оскорбительное поведение; но мы способны, осознав, что представление не тождественно с представляемым предметом, систематически и этично манипулировать этими представлениями, чтобы клиент освободился от этих препятствий и перешел в своей жизни к новым переживаниям, более удовлетворительным и творческим, не обремененным его личной историей. Таков подлинно освобождающий, творческий выбор как для клиента, так и для терапевта.

Различие между наукой и другими законными видами человеческой


Edited at 2018-04-24 06:43 am (UTC)

Часть I. Глава 1. Терминология. Первый Доступ (ПД) (4т)

НейроЛингвистическое Программирование НЛП
Моделирование, приложение или проектирование.
Паттерн.
Изложение образования паттерна
Модель
Исторические модели: Классический код и Новый код.
Первый Доступ (ПД) .

Первый Доступ определяется как первое место, где мы получаем доступ к информации о мире. Например, для зрительной системы, как показывают лучшие современные неврологические исследования, это происходит в участке (V-1) затылочных долей, где двумерный поток импульсов перестраивается, производя трехмерный образ (блестящее описание этих процессов см. в работе Гофмана Зрительное познание). Этот трехмерный образ – то, что мы привыкли видеть, и что большинство людей называет действительностью или территорией. Для других входных каналов имеются особые участки коры, связанные с соответствующими модальностями ПД. Как мы полагаем, это равносильно тому, что Фрейд называл первичным опытом. Это – Лингвистически неопосредованные мысленные карты. Мы приводили доводы, свидетельствующие о том, что внутренние отношения (или логика) ПД, как правило, отличаются от внутренних отношений (или логики) Лингвистически опосредованных мысленных карт. В предыдущих работах по НЛП, в особенности Гриндера и Бендлера, этот последний привилегированный уровень представления назывался «четверкой» (см., например, Паттерны гипнотической техники Милтона Г. Эриксона; Нейролигвистическое образование паттернов; или Внизу всюду черепахи).

F1 и F2

Эти обозначения относятся к множествам отображений, происходящих до ПД (отображения или преобразования F1) и после ПД (отображения или преобразования F2). Таким образом, отображения F1 происходят между рецептором и ПД, тогда как преобразования F2 обозначают отображения между ПД и окончательными формами наших Лингвистически опосредованных представлений, которые составляют наши Лингвистически опосредованные мысленные карты.

Комментарии


Edited at 2018-04-24 06:46 am (UTC)

Часть I. Глава 3: Интеллект. предшественники. Логика (4т)

Общий фон западной научной парадигмы
Влияние 20-го столетия
Влияние Хомского на НейроЛингвистическое Программирование
Методологическое влияние Трансформационной Лингвистики на НЛП: Различие между компетентностью и исполнением.
Интуиция как законная методология
Вскрытие черного ящика
Модель, лежащая в основе НЛП
Проверка паттерна
Идеальное исследование в моделировании и проверке паттернов
Вопрос о проверке паттернов
Резюме влияния Хомского
Бейтсон
Эриксон
Теория автоматов
Машина Тьюринга

Логика

Может быть, наша позиция вызовет споры, но нам представляется очевидным, что исторические корни логики исходят из внутренней логики естественного языка. Это значит, что создание формальных систем и, в частности, логики (формальных систем, логики предложений, логики предикатов и модальной логики) представляет собой утонченное и очищенное обобщение паттернирования, содержащегося в системах естественного языка. Если принять эту точку зрения, то становится ясным, что, вдобавок ко всем уже наличным применениям логики, она представляет также возможное орудие исследований, ведущих к явному моделированию некоторых отображений, предшествующих преобразованиям F2 естественного языка – что должно составить существенную часть эпистемологии будущего.

Мы формально доказываем (см. Часть Ш, Глава 1, Логические уровни и логические типы), что структуры, лежащие в основе языка, в обеих главных категориях, обычно различаемых лингвистами (существительные и глаголы), образуют множество иерархий, определяемых логическим включением (логическими уровнями). Это упорядочение по логическому включению типично для Лингвистических преобразований, и явно не характерно для многих паттернов на уровне ПД – что составляет важное различие при выборе способов вмешательства в приложениях паттернов НЛП к изменению поведения. Для нашей нынешней цели отметим следующие дальше отображения, связывающие паттернирование в НЛП, паттернирование в естественном языке и формальные логические системы.

В самом элементарном разделе формальной логики, в исчислении предложений, начатом еще греками, делается попытка формально определить правила правильного рассуждения. Все это предприятие решающим образом зависит от набора логических связок – таких операторов как И, ИЛИ, ЕСЛИ → ТО, НЕ и т.д. Определение этих операторов задается таблицами истинности. Например, таблица истинности для оператора И задается следующим образом:


Edited at 2018-04-24 06:47 am (UTC)

(2) Ч I. Глава 3: Интеллект. предшественники. Логика (4т)

Таблица истинности, определяющая оператор И

Si Sj Si И Sj

T T T

T F F

F T F

F F F

(где T = истинно и F = ложно)

Таблица читается следующим образом: два левых столбца содержат множество из всех четырех возможных перестановок символов T (истинно) и F (ложно) для отдельных предложений Si и Sj. В третьем столбце перечисляются истинностные значения конъюнкции (соединения оператором И двух предложений Si и Sj). В итоге истинностная таблица говорит, что если в нашей логической системе заданы два произвольных, правильно построенных повествовательных предложения, то конъюнкция этих двух предложений (соединенных оператором И) истинна в том и только в том случае, когда оба предложения Si и Sj сами верны, и ложна во всех других случаях.

Истинностная таблица, определяющая оператор ИЛИ

Si Sj Si ИЛИ Sj

T T T

T F T

F T T

F F F

Эта таблица читается таким же образом и говорит, что если в нашей логической системе задано два произвольных, правильно построенных повествовательных предложения, то дизъюнкция этих двух предложений истинна в том и только в том случае, если одно из этих отдельных предложений или оба истинны, и ложно в противном случае (то есть в случае, когда Si и Sj оба ложны).

Эти определения с помощью истинностных таблиц хорошо согласуются с практикой естественного языка. Если я скажу вам два следующих предложения:

Я устал

Вы носите зеленое платье

и если оба эти предложения оказываются при проверке правильными (то есть истинными на языке формальной логической системы), то их конъюнкция, то есть предложение

Я устал и вы носите зеленое платье

считается правильным (истинным). В самом деле, если вы спросите себя, при каких условиях вы сочтете последнее предложение правильным, то вы легко придете к выводу, что сочтете его правильным в точности в том случае, если правильны оба отдельных предложения. Это превосходно согласуется с формальным определением логического оператора И.

Теперь задайте себе параллельный вопрос, при каких условия вы сочтете дизъюнкцию

Я устал или Вы одеты в зеленое платье


точным описанием вашего опыта; вы придете к выводу, что она превосходно согласуется с истинностной таблицей для логического оператора ИЛИ. Иначе говоря, вы признáете, что дизъюнкция справедлива, если истинно одно из двух отдельных предложений. Если же истинны оба предложения, вы, может быть, удивитесь, зачем нужна такая дизъюнкция, но если уж вам придется решить, считать ли ее истинной или нет, то в конечном счете вы припишете ей истинное значение. Конечно, в нормальных обстоятельствах это, несомненно, странное сообщение. Ну и хорошо! Объяснение отрицания НЕ не вызывает трудности, но истинностная таблица для ЕСЛИ → ТО вызывает у многих людей вопросы.


Edited at 2018-04-24 06:48 am (UTC)

(3) Ч I. Глава 3: Интеллект. предшественники. Логика (4т)

Эти вопросы связаны с неопределенностью, или неточным определением выражения если x, то y в естественном языке. Но в этом как раз и состоит одно из решающих различий между естественным языком и формальной логикой. Формальная логика не имела бы никакой цены для представления правильных умозаключений, если бы в ней недоставало соответствующего определения. Как мы полагаем, обсуждаемая здесь формальная логическая система была выведена из способа образования паттернов естественного языка, а именно, посредством точных предписаний, очищающих его от неопределенности и двусмысленности, присущих соответствующим паттернам естественного языка.

Важно заметить, что исчисление предложений имеет совершенно общий характер: оно не зависит от содержания входящих в него отдельных предложений. Каково бы ни было содержание Si и Sj , если мы знаем их истинностные значения, то мы знаем также значения составных предложений, образованных из них с помощью логических операторов. Это имеет важное значение для вычислительных целей – что и составляет одно из глубоких преимуществ любого формального или синтаксического подхода, и тем самым определяющую характеристику паттернирования НЛП.

Как мы заметили во втором томе исследования гипнотических паттернов доктора Эриксона (Гриндер, Делозье и Бендлер, Паттерны гипнотической техники Милтона Г. Эриксона) ,

С Лингвистической стороны мы сочли полезным различать три категории отношений или связей:

(а) Конъюнкция, то есть использование связки «и» (с утверждением в обоих случаях)

… Самый обычный способ, которым гипнолог использует этот процесс моделирования – это связывание некоторой части текущего переживания клиента, которую тот способен непосредственно проверить, с переживаем или поведением, которое гипнолог хочет у клиента создать.


Паттерны гипнотической техники Милтона Г.
Эриксона,
Том II, стр. 147-148.

Иными словами, гипнолог строит расширенную конъюнкцию

Si и Si+1 и Si+2 и Si+3 и Si+1 и Si+4 и … Sj ,

где предложения от Si до Si+4 и т.д. – истинные, поддающиеся непосредственной проверке в текущем переживании клиента, а Sj – то, что гипнолог хочет ввести в переживание клиента…


Таким образом, клиент слышит ряд утверждений, правильность (истинность) которых он может непосредственно проверить, и в конце концов, проверив ряд правильных предложений, соединенных подряд оператором естественного языка и, он слышит предложение, которое он сделает правильным (истинным), чтобы сохранить истинностное значение всей конъюнкции.

В стратегиях изменения поведения можно, точно так же, найти предшественника логического оператора ИЛИ, взятого из естественного языка. Напомним, что ряд предложений, связанных этим логическим оператором, считается «истинным» в том и только в том случае, если «истинно» одно из связываемых предложений. Может быть, самое очевидное приложение этого оператора содержится в работе доктора Эриксона – точнее, в его предложении ряда альтернатив, из которых клиента просят сделать выбор. Как правило, Эриксон сосредоточивает внимание клиента на ряде дизъюнктивных альтернатив, а затем предлагает ему свободно выбрать для выполнения одну из них. Разумеется, доктор Эриксон приготовляет этот ряд таким образом, что прежнее (нежелательное) поведение представляется как одна из альтернатив наряду с более нежелательными выборами, а также с одним или несколькими видами поведения, которые Эриксон желает в действительности внушить клиенту. Например, когда к Эриксону обратились родственники молодого человека, который глубоко отождествлял себя с Иисусом Христом и вел себя в обществе все менее приемлемым образом, Эриксон предложил этому молодому человеку соорудить по контракту большой тяжелый деревянный крест, а потом пронести его через жилые кварталы. Столкнувшись с задачей выполнить такое чрезмерное (и весьма обременительное) задание, молодой человек избрал один из относительно безобидных вариантов, которые Эриксон включил в первоначально предложенную ему дизъюнкцию.

Edited at 2018-04-24 06:48 am (UTC)

(4) Ч I. Глава 3: Интеллект. предшественники. Логика (4т)

Следующая логика, в порядке возрастания сложности, это исчисление предикатов, где изучается истинность предложений формальной системы, содержащей кванторы. Типичными образцами этого уровня логики являются выражения следующего вида:

 х х смертен

 y y желтый.


Простейший перевод их в нормальные английские тексты таков:

Для всех х , х смертен или Все смертно

Для некоторого y, у желтый или Нечто – желтое


Здесь символ  изображает квантор общности – выражаемый в терминах естественного языка словами все, каждый, любой, всё, всегда (всё время) и т.д., тогда как символ  означает квантор существования, </i>некоторый, некий, нечто, иногда</i> и т.д. Взаимодействие квантора общности (), например, с отрицанием (~) дает ни один, никакой, никто, ничего, никогда и т.д. (~)

В первой модели, созданной и закодированной в НЛП – метамодели – содержится специфическое возражение, относящееся к квантору общности. Это явление демонстрируется следующим диалогом:

Клиент: Все меня ненавидят

Терапевт: Все? (с вопросительной интонацией)

Терапевт ставит здесь намеренно под вопрос некоторое обобщение клиента, составляющее часть его мысленной карты, препятствующей ему осуществить его полные возможности и существенно улучшить качество его жизни. Предложение клиента имеет вид:

 х х меня ненавидит

где переменная х пробегает множество всех людей

Возражение терапевта представляет собою требование к клиенту, чтобы тот уточнил свою мысленную картину, внеся в нее различия, которых в ней прежде не было. Такое ущербное мышление и его выражение часто лежит в основе препятствий, мешающих общему развитию личности, поскольку выборы, не представленные в мысленной карте клиента – это выборы, отсутствующие в его мире.

Приведем, наконец, пример из логики высшего порядка – модальной логики, где встречаются такие выражения:

Необходимо ждать до следующей недели, чтобы выполнить ваш запрос.

Невозможно выполнить ваш запрос тотчас же.

При переводе в модальную логику символ □ представляет необходимо, а символ ◊ представляет возможно. Тем самым сочетание ~ ◊ представляет не возможно или невозможно.

□ (х) х ждать до следующей недели, чтобы выполнить ваш запрос

~ ◊ (х) х выполнить ваш запрос тотчас же

Конъюнкция модальных операторов необходимости и возможности (не)возможности с квантором общности составляет особенно зловещее множество представлений в мысленной карте клиента. Метамодель ставит под вопрос эти модальные операторы следующим образом:

Клиент: Необходимо ждать до следующей недели,
чтобы выполнить ваш запрос.


Терапевт: А что случится, если вы не будете ждать до следующей недели, чтобы выполнить мой запрос?

Клиент: Невозможно выполнить ваш запрос тотчас же.

Терапевт: А что случится, если вы выполните мой запрос тотчас же?

Есть и другие примеры применений этих видов логики, уже закодированные для использования в НЛП. Наша цель здесь – указать заинтересованным читателям на интеллектуальных предшественников НЛП в надежде, что они ознакомятся с ними, углубив свое знание этих богатых источников паттернов, и сделают из этого дальнейшие вклады в паттерны НЛП.

Резюме


Edited at 2018-04-24 06:49 am (UTC)

?

Log in

No account? Create an account