?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Сводная тема (49) Обучение во сне даёт ~сновиденческое знание
И
metanymous wrote in metapractice
https://metapractice.livejournal.com/576180.html

Подсознание (14) Обучение во сне = подсознательное обучение
https://metapractice.livejournal.com/556866.html

Подсознательное мышление (2) Мышление во сне
https://metapractice.livejournal.com/549972.html


Может ли мозг учиться во сне?
Известно, что во сне мозг активно работает: часть информации, усвоенной за время бодрствования, из кратковременной памяти отправляется в долговременную. Иными словами, чтобы запомнить что-то надолго, нужно поспать; то, что сон необходим для нормальной памяти, подтверждается и в экспериментах с животными, и в наблюдениях за людьми. Однако может ли мозг во сне усвоить что-то совсем новое?
На первый взгляд, это кажется бессмыслицей: пока мы спим, мы ничего не видим и не слышим. Однако в последнее время стали появляться данные, что, по крайней мере, некоторые звуки до спящего мозга все-таки доходят. С одной стороны, здесь можно вспомнить про «однополушарный» сон, когда на новом месте мы спим плохо оттого, что одно наше полушарие остаётся в бодрствующем состоянии и слышит, что происходит вокруг.
С другой стороны, мозг ловит звуки и во время нормального, не-«однополушарного» сна. Так, несколько лет назад исследователи из парижской Высшей нормальной школы выяснили, что спящий человек способен слышать слова, которые кто-то произносит рядом с ним, и, если его попросить нажимать на кнопку на каких-то словах – например, на названиях животных – он будет нажимать её, не просыпаясь. Причем на разных стадиях сна мозг воспринимает внешние сигналы по-разному.


Однако, как пишут в Scientific Reports исследователи из Брюссельского свободного университета, хотя мозг и способен что-то слышать во сне, он не может устанавливать связи между тем, что он услышал. У сна, как известно, есть несколько повторяющихся стадий, и считается, что сон проницаем для внешних сигналов во время одного из этапов так называемого медленного сна. Участникам эксперимента во время звукопроницаемой стадии сна давали послушать серию звуков, причем в одном случае это была просто случайная звуковая серия, а в другом случае в серии время от времени появлялись звуки, которые можно было сгруппировать по три.

За активностью мозга наблюдали с помощью магнитоэнцефалографии: метод позволял различить мозговой ответ на отдельный звук и на группу из трех звуков. В бодрствующем состоянии человек явно слышал, когда звуки можно объединить в кластер, но во сне ничего такого не было: спящий мозг реагировал только на отдельно взятые звуки, как и ожидалось, но не мог услышать связь между звуками, когда это было возможно.

Для обучения же, очевидно, нужно не просто слышать, что говорят, но и понимать, как одно связано с другим. Возможно, некую простую информацию во сне и можно усвоить, но вряд ли таким образом удастся постигнуть какую-нибудь университетскую лекцию. Хотя не исключено, что в нашем мозге есть скрытые способности, которые позволяют в полном смысле слова учиться во сне – во всяком случае, многие студенты наверняка именно на такие способности и полагаются, особенно, если речь идет об утренних лекциях.
По материалам MedicalXpress. https://medicalxpress.com/news/2018-08-capabilities-limited.html

https://nkj.ru/news/34275/


  • 1

Ускорение обучения + мотивация

Ну, со стороны сознательной рефлексии результат прохождение обучения во сне (при соблюдении известных правил такого обучения — наличии сигнальной обратной связи из 3-5 сигналов), как можно предположить, будет выражаться, в контексте повторного сознательного/классического изучения того же или дополнительного материала:
— в особой интенсивной рабочей мотивации к обучению (не вызванной большой ээ "энергетической" накачкой)
— в устойчивом интересе к содержанию обучения
— в особом качестве понимания содержания на основе предугадывания/предвосхищения следующих этапов
— в общей активации подсознания, например в форме спонтанного возникновения изменённых состояний сознания, связанных с обучением и применением полученных знаний

Посознательный -> сознательный процесс обучения

Ну, со стороны сознательной рефлексии результат прохождение обучения во сне

Со стороны сознания, обучение во сне даёт даёт некие знания, "упакованные" в форму снов.

(при соблюдении известных правил такого обучения

Сновиденческая=подсознательная форма знания есть необходимый компонент общего знания.

— наличии сигнальной обратной связи из 3-5 сигналов), как можно предположить, будет выражаться, в контексте повторного сознательного/классического изучения того же или дополнительного материала:

При правильно организованном традиционном обучении сознательная и подсознательная его компоненты формируются последовательно-параллельно.

Если начинаем обучение с обучения во сне, то затем следует проводить специализированную форму сознательного обучения, которое не является чистым повторением сновиденческой фазы обучения.

— в особой интенсивной рабочей мотивации к обучению (не вызванной большой ээ "энергетической" накачкой)

После сна мотивация может быть выраженной, а может быть и под сурдинку. Но вот некое "подсознательное доверие"/ принятие учебного материала точно будет.

Другой вариант: после обучения во сне сознательное обращение к тому же материалу будет вызывать феномен дежавю.

— в особом качестве понимания содержания на основе предугадывания/предвосхищения следующих этапов

Точно так.

— в общей активации подсознания, например в форме спонтанного возникновения изменённых состояний сознания, связанных с обучением и применением полученных знаний

Точно так.



Edited at 2018-08-16 03:18 pm (UTC)

  • 1