?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Иное моделирование11
immergent wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/59029.html

Читаем и анализируем статью Стива Андреаса "Новая проза короля".

Последняя статья Стива Адреаса "Новая проза короля", опубликованная на сайте Журнала моделирования (The Emperors New Prose), затрагивает, что логично, вопросы моделирования. Она является в определенной мере ответом на книгу Кармен Бостик Сент-Клер и Джона Гриндера "Шепот на ветру" и их статью "Предложенное различение для Нейро-Лингвистического Программирования (НЛП)", опубликованную также в Журнале Моделирования в 2005 году (A Proposed Distinction for Neuro-Linguistic Programming, в переводе на русский ранее в метапрактике).

Стив Андреас отмечает, что книга "Шепот на ветру" почти полностью посвящена моделированию, причем о подходах к моделированию, отличных от предлагаемого ими бессознательного поведенческого моделирования из второй позиции, Сент-Клер и Гриндер отзываются в критическом духе. Очевидно, что предложение Сент-Клер и Гриндером своего подхода к моделированию основывается на предположении, что они являются специалистами в области моделирования. Тем не менее, Андреас подвергает рассмотрению вопрос о квалификации Джона Гриндера в области моделирования, невзирая на кажущуюся ненужной постановку этого вопроса, так как Джон Гриндер (совместно с Ричардом Бендлером) был основателем НЛП. В своем анализе Андреас опирается на опубликованные работы Сент-Клер и Гриндера.

Во-первых, он указывает предлагаемые Сент-Клер и Гриндером минимальные требования к изложению результатов моделированию, включающие (в сокращенном виде):
1. Сенсорно обоснованное описание паттерна, обычно в форме шагов.
2. Предполагаемые последствия исполнения паттерна.
3. Основания отбора ситуаций, где уместно применение данного паттерна. Например, подходит ли паттерн для изменений первого или второго порядка. Так же необходимо упомянуть все противопоказания для применения паттерна.
В книге Шепот на ветру" Сент-Клер и Гриндер применительно к каждому из вышеприведенных требований говорят об "относительной сенсорной обоснованности", утверждая что чисто лингвистического описания недостаточно для адекватной передачи результатов моделирования. Их предложение состоит в добавлении четвертого минимально требования - наличия видеозаписи исполнения паттерна. Андреас полностью поддерживает набор минимальных требований к изложению паттернирования от Сент-Клер и Гриндера, замечая, что видеозапись является важнейшим критерием, и что целесообразно также включать в видеозапись интервью с клиентом спустя какое-то время, чтобы убедиться в сохранении полученных результатов.

Далее, Андреас рассматривает предложенную Сент-Клер и Гриндером модель "Нового Кода", названную ими "Формат изменений Нового Кода". Исторически, модель Нового Кода была разработана Гриндером и Джудит ДеЛозье еще в 1984-86 годах. "Формат изменений Нового Кода", согласно книге "Шепот на ветру", включает следующие шаги (в сокращенном виде):
1. Выбрать ситуацию, в которой присутствует проблемное (текущее) поведение.
2. В воображении разместить эту ситуацию в определенном месте и представить себя в этой ситуации.
Провести разделение состояний.
3. Играть в игру Нового Кода (такую, как Алфавит, НАСА), вообще - войти в свободное от содержания высокопроизводительное состояние.
4. Получив состояние (определяется путем (само)калибровки или просто через 15 минут игры), незамедлительно перейти в место, использованное на 2м шаге.

Кроме вышеупомянутого "формата изменения Нового Кода", Сент-Клер и Гриндер в книге "Шепот на ветру" предлагают "Частичный перечень паттернов Нового Кода". Как указывает Андреас, только малая часть понятий из этого перечня упоминаются в книге, для многих понятий не дано описания и способов использования.

Согласно замечанию Андреаса, изложение "формата изменения Нового Кода", соответствует лишь первому из 4х минимальных требований к изложению паттернирования. Отсутствует описание предполагаемых результатов применения, отсутствуют критерии для определения ситуаций, в которых уместно применение паттерна, к тому же не указано, для изменений какого порядка подходит паттерн и опущена экологическая проверка в каком-либо виде.

Не соответствует паттерн и четвертому, самому важному критерию, так как не предоставлена видеозапись применения паттерна с клиентом. Получается, что изложение паттерна "Нового Кода" от Сент-Клер и Гриндера не соответствует 3 из предложенных ими же сообществу НЛП минимальных критериев к изложению паттерна.

Андреас также замечает, что паттерн "Нового Кода" является видоизменением давно известного паттерна НЛП - интегрирования состояний с использованием якорей. Причем выбор ресурсного состояния, вызываемого деятельностью, отличной от поведения в проблемном состоянии, не дает гарантии, что это состояние является подходящим ресурсным состоянием для конкретного проблемного состояния.

Далее, Андреас рассматривает вопрос об обнародованных результатах паттернирования как с использованием подхода, предлагаемого Сент-Клер и Гриндером, так и с использованием других подходов. Как известно, с момента разделения с Бендлером, Гриндер представил только одну модель - паттерн "Нового Кода", разработанную еще в середине 80х.

Если же посмотреть на результаты Бендлера, то следует отметить изложенную в деталях Модель субмодальностей, развивающую более раннюю Модель систем представления. В рамках модели субмодальностей разработаны конкретные паттерны, представленные в том числе и в виде видеозаписей. Андреас называет: Взмах, Уничтожение компульсии, Техника порога "Последняя соломинка", Субмодальное изменение убеждений и др.

Андреас говорит и о собственных результатах, они совместно с женой, используя моделирование субмодальностей, предложили паттерны: Избавление от горя, от стыда, Преобразование гнева в прощение, Сдвиг важности критериев.
Андреас отмечает, что его жена, Коннира Андреас, самостоятельно смоделировала Настройку позиций восприятия, процесс Сущностной трансформации, и др.
К лично разработанным моделям Стива Андреаса относятся Трансформация Я-концепции, описание подхода к моделированию. В своей последней книге он изложил общую модель для описания мышления и опыта.

Кроме того, говорит Андреас, известно большое количество моделей, представленных другими авторами, работающими в области НЛП, в частности Робертом Дилтсом.
Стив Андреас замечает, что Гриндер за прошедшее время представил лишь один паттерн, являющийся видоизменением уже известно ранее паттерна.
Заканчивая статью, Стив Андреас предлагает новый критерий для определения эффективности методологии моделирования - это определение количества обнародованных паттернов.

Ссылки:
Сайт Стива Андреаса: http://www.steveandreas.com/
Сайт представителя Стива Андреаса в России: http://www.steveandreas.narod.ru/ - доступны качественные переводы большого количества статьей.
Сайт Сент-Клер и Гриндера: http://www.nlpwhisperinginthewind.com/

  • 1

Декарт и Поиск Паттернов

Я позволю себе здесь привести цитату про Декарта, где упоминается что Декарт четко различал
1. стадию обнаружения паттерна (с помощью особой интуиции)
2. стадию дальнейшей логической работы с ним.

Статья выше как раз выделяет стадию №1.

Оценку дедукции и ее роли в процессе познания осуществлял Декарт. Он считал, что к познанию вещей человек приходит двумя путями: путем опыта и дедукции. Но опыт часто вводит нас в заблуждение, тогда как дедукция, или, как говорил Декарт, чистое умозаключение от одной вещи через посредство другой избавлено от этого недостатка. Исходные положения для дедукции, с точки зрения Декарта, в конечном счете, дает интуиция, или способность внутреннего созерцания, благодаря которой человек познает истину без участия логической деятельности сознания. Таким образом, исходные положения дедукции являются очевидными истинами благодаря тому, что составляющие их идеи "врожденны" нашему разуму.

John Grinder. Pattern detection

Interview with John Grinder (1996)
http://www.inspiritive.com.au/grinterv.htm

13. Pattern detection is obviously a topic that is important to you. Would you like to comment on its place in NLP?

Grinder: Pattern Detection is indeed the one of the first steps in the modeling process, and clearly, without it, it is not possible to create a model. Or more generally, without the ability to recognize (some people would argue that the more appropriate verb would be a blend of create and recognize) patterns, learning itself of any type is impossible - I agree. Thus what could be more fundamental than the ability to detect pattern.


Обнаружение паттернов безусловно является важной для вас темой. Чтобы вы хотели прокомментировать относительно данного раздела в НЛП?

Гриндер: Обнаружение паттернов действительно является одним из самых первых шагов в процессе моделирования, и, очевидно, без этого создание модели не представляется возможным. Или, в более широком смысле, без способности распознать (некоторые люди утверждают, что более подходящим глаголом будет смешение создания и распознавания) паттерны, обучение любого типа будет невозможно - и я согласен с этим. Что может быть более основополагащим, чем способность обнаруживать паттерны?

Сравнение подходов по существенным признакам/компоне

В настоящем контексте представляет интерес произвести сравнение (свести в таблицу) различных подходов к моделированию и в частности моделирование:

--в первом коде
--в старом новом коде
--в новом коде
--от Гриндера отдельно
--от Бандлера
--от Андреаса
--Дилтса
--Холла
--кого еще?

Сравнить подходы моделирования целесообразно по наличию следующих существенных признаков/компонент:

Компоненты моделирования

I Наличие Обязательных компонент моделей

1 Нейрологической
2 Лингвистической
3 Алгоритмическая/программной

II Паттернование

Основной Способ извлечения паттернов
Отзеркаливание
Наблюдение
Вопрошание
Конструирование (в воображении)

Методологическая Локализация паттерна
Во вне
Внутри

Вид предварительной кодификации
Лингвистическая
Невербальная
Языкоидная
Морфологическая & циклическая

III Ориентировка на паттерены Экселенса vs паталогии

1 Моделирование экселенса
2 Моделирование анти экселенса
3 Моделирование обыденного

IV Моделирование различных типов человеческой активности/проявлений

1 Коммуникации
2 Двигательных/деятельных навыков
3 Ментальных навыков
4 Психотерапевтических процессов
5 Состояний

V Использование Ролевых позиций моделирования

1 Одна роль
2 Две роли
3 Три роли
4 Более чем трех ролевая структура

VI Общая последовательность и количество шагов, начиная с предварительной кодификации паттернования и до шага, на котором возможно бетта тестирование модели

1 Кодификация > паттерн > бетта моделирование
2 Кодификация > отзеркаливание > паттерн > бетта моделирование
3 Кодификация > отзеркаливание > паттерн > кодирование паттерна в модель > бетта моделирование
4 Кодификация > отзеркаливание > паттерн > кодирование паттерна в модель > кодирование модели в техники и шаблоны > бетта моделирование

VII Краткая итоговая "формула" сравниваемой версии моделирования

Краткую Итоговую "формулу" желательно сформулировать с включением знаковых заявлений автора соответствующего подхода моделирования.

Re: Сравнение подходов по существенным признакам/компо

3 Кодификация > отзеркаливание > паттерн > кодирование паттерна в модель > бетта моделирование
4 Кодификация > отзеркаливание > паттерн > кодирование паттерна в модель > кодирование модели в техники и шаблоны > бетта моделирование

Пункты 3-4 - довольно длинные последовательности. Интересно уточнить, где такие бывают. Похоже, что это случай сложных моделей, у которых много частных случаев, требующих донастройки-обкатки. Вероятно, это надо в случае т.н. не стопроцентных моделей.

Re: Сравнение подходов по существенным признакам/компо

Вид предварительной кодификации
Морфологическая & циклическая

Это вроде умения обнаруживать синтаксис, например синтаксис поведения?
Умение обнаруживать транзакции и цепочки транзакций - Берн моделист?

Интервью с Доктором Ричардом Бэндлером
http://nlping.ru/print.php?id=178A46D8-F45CE-1BC73482

Несколько интервью с Ричардом Бендлером на английском и немецком здесь:
http://nlp-institut.ch/downloads/index.html


Из них на английском:

Отзывы участников семинара по NHR:
http://nlp-institut.ch/pdf/bericht.pdf

Интервью 1999 года "Treating nonsense with nonsense – Strategies for a better life":
http://nlp-institut.ch/pdf/bandler.pdf

Интервью 2005 года "NLP – A ROAD TO FREEDOM":
Часть1
http://nlp-institut.ch/pdf/bandlerinterviewpart1.pdf
Часть2
http://nlp-institut.ch/pdf/bandlerinterviewpart2.pdf

Основной Способ извлечения паттернов

II Паттернование
Конструирование (в воображении)

Подумал, что конструирование как паттернование - иногда неплохой метод. Сам часто пользуюсь. Правда, потом стараюсь выделить сигналы все равно.
И тогда модель более строгой получается, с опорой на конкретный наблюдаемый сигнал (как платье на вешалке), без бессмысленной псевдомагии.
А если не выделить сигнал - эта якобы-модель через некоторое время рассеется интерпретациями и некачественным применением, платье без вешалки потрепается и потеряет форму.

Re: Основной Способ извлечения паттернов

--II Паттернование
Конструирование (в воображении)
--Подумал, что конструирование как паттернование - иногда неплохой метод. Сам часто пользуюсь. Правда, потом стараюсь выделить сигналы все равно.

Паттернование за счет конструирования в воображении имеет два противоположных по результатам исполнения:
--одно делается таким манером, что воображение, например, Vc является не первым шагом и перерабатывает некие внутренние представления о накопленном опыте, например: K > Vr > Vc. При таком исполнении воображение из накопленного опыта извлекает вполне полноценные паттерны
--другое делается так, что Vc является первым шагом, на котором в истинном смысле конструируются некие воображЁнные паттерны. Такое паттернование типично порождает множество "красивых" паттернов, не имеющих к реальности никакого отношения

И тогда модель более строгой получается, с опорой на конкретный наблюдаемый сигнал (как платье на вешалке), без бессмысленной псевдомагии.
Все-таки, идти от сигнала к воображению создает большую гарантию.

А если не выделить сигнал - эта якобы-модель через некоторое время рассеется интерпретациями и некачественным применением, платье без вешалки потрепается и потеряет форму.
Угм.

Моделирование по плану


Если учиться моделированию не спонтанно, то интересно рассмотреть принципы организации тренировок по моделированию.

1. Выбираем для себя некоторый набор метаной для развития своих моделистских способностей.
2. а) Каждую из них дорабатываем до хотя бы полу-автоматического навыка.
Это понятно. В обучении другим вещам тоже так тренируются.
б) время которое выделяется на одну тренировку = как минимум время за которое можно обновить/развить некоторый минимальный квант навыка. существует определенное соотношение длины+частоты тренировок, которое имеет мало смысла для развития. Например 1 минута в неделю, или 2 часа в год.

3. Затем прекращаем тренировки, но не просто (это было бы неблагодарно), с пресуппозициями что они сами продолжаются в жизни/подсознании. Важно именно с подобными пресуппозициями завершать период осознанной тренировки некоторого навыка.

4. Затем
- либо через некоторое время намеренно повторяется сознательная тренировка навыка
- либо осознается контекст к которому стоит присоединить навык или в котором навык стоит донастроить
- либо намеревается что навык оттачивается в том числе и в других тренировках в моделировании

5. Очень полезно вести некоторый полезный проэкт комплексного моделирования, такого, в который вовлекается целая симфония навыков. Во-первых осуществление такого проэкта держит в состоянии развития сразу много навыков, во-вторых проэкт идет на результат и значит проверяет навыки на деле.

6. Еще нужно дорасти, чтобы не мыслить моделирование как нечто отдельное и крутое по сравнению с повседневной коммуникативно-познавательной активностью. Осознавание такого единства облегчит перенос и активацию навыков. Тут с одной стороны важно замечать незаметные результаты тренировок, с другой - важно не свалиться в индульгирование и минимализм и выдержить результативность в некоторых больших/заметных результатах.
Еще важно рассматривать свою активность вне тренировок как вариант автоматического моделирования - это будет способствовать тому, что в этой активности создадутся интерфейсы для включения новых навыков. Если привычная активность+новый навык не дают задуманного моделью результата, значит дело тут в еще одной неосознанной модели, которая реализуется автоматически. Тут конечно важно не размоделировать процесс слишком аналитично, а то иногда бывает разберешь будильник, а собрать не можешь :)




Вход -> выход vs мета вход/мета выход
http://community.livejournal.com/metapractice/95300.html

Критерий немедленного исполнения по Стиву Андреасу предполагает наличие особенных свойств, присущих техникам изменений:
--техника должна быть нацелена на прямое решение проблемы, исключения препятствия развитию/изменению
--эта прямая нацеленность не должна содержать значительные ничем не подкрепленные внушения некоей "веры" в связь между фактором воздействия и результатом изменения
--техника должна являться не требующей объяснения/наглядной демонстрацией а) проблемного процесса б) того, как фактор воздействия изменяет этот процесс
--временной формат одноразового применения техники должен укладываться в 40-60 минут. Фактически, это критерии Делания (в отличие от критериев Неделения).
Большинство техник НЛП (в том числе, например, все техники с субмодальностями) соответствуют критериям НемедленногоИсполнения/Делания.
http://metanymous.livejournal.com/50105.html?thread=438201#t438201

Способность описывать vs способность изменять
Введение к "Трансформации "Я""
Описание или действие
Около десяти лет назад мне представилась возможность выступить на конференции психотерапевтов и социальных работников, которая была посвящена наркотической и алкогольной зависимости. Всего было около двадцати докладчиков, включая нескольких светил в этой области. Хотя я должен был выступить на последнем заседании, но присутствовал на всех докладах, чтобы узнать для себя что-то новое. Я прослушал выступления множества докладчиков, которые говорили о важной роли я-концепции и самооценки в избавлении людей от наркотической зависимости, но во всех их речах не прозвучало ни одного слова о том, что, собственно, такое я-концепция и самооценка и как помочь человеку их улучшить.

Конференция происходила в субботу и в воскресение, и лишь в воскресение днем я получил возможность выступить перед своей группой слушателей. Я начал со слов: "В течении полутора дней я слышал от многих докладчиков, что хорошая я-концепция весьма важна для избавления людей от наркотической зависимости. Все согласны?" -- "Да, да", -- закивала аудитория. "Хорошо, -- продолжил я. -- У меня к вам два вопроса. Первый: что именно из того, о чем вы говорили, вы считаете существенно важным? А второй вопрос: как бы вы помогли человеку приобрести это что-то?" Когда я задал эти вопросы, в зале наступила полная тишина. Тогда я сказал: "Предположим я -- наркоман. Помогите мне улучшить свою я-концепцию или повысить самооценку. Ну, помогите!" Кто-то предложил: "Ну, можно применить оперантное обусловливание". "Отлично! -- согласился я. -- Выполните это обусловливание прямо сейчас. Покажите, что вы можете сделать". В зале стало очень тихо. Затем кто-то что-то промямлил об исцелении полученных, в прошлом травм, и я сказал: "Хорошо, представим, что в детстве я подвергался сексуальному насилию. Покажите мне, как залечить эту травму". В зале опять наступила тишина.

Я продолжал в том же духе примерно в течении получаса, а затем продемонстрировал несколько быстро действующих приемов работы с я-концепцией, поскольку хотел, чтобы присутствующие поняли со всей отчетливостью, что я предлагаю нечто сильно отличающееся от того, что им уже известно. Я так же хотел провести четкую грань между способностью описать я-концепцию и способностью фактически ее изменить. Присутствующие рассуждали теоретически, но сделать в действительности они могли очень немногое.
Когда я после доклада шел по коридору, со мной поравнялся один из слушателей. Вид у него был озадаченный. Он сказал мне: "Знаете, я уже много лет веду занятия по я-концепции и даже написал об этом книги. Но когда вы задали эти вопросы, ответить мне было нечего.
http://community.livejournal.com/openmeta/158443.html?thread=2547947#t2547947


Чья проблема - моделирование

*Дефектное нлп - это НЛП лишенное корней - внятной единой теории и практики моделирования. *
Это проблема психологии, в общем, не только НЛП.
Психология ни в каком виде не ставит задачи моделирования человеческой активности как главный и единственный метод исследований и практики. И никогда психология не ставила задач моделирования. А раз не ставила - психологи от науки Психология в отношении моделирования даже не понимают о чем идет речь. В НЛП такая задача была вначале решена - Бэндлером - а затем было объявлено о формализации моделирования до теории. Ждали, ждали, ждали... Теории связанной так и не появилось. Появились различные более развернутые авторские эээ "ассоциации" на тему "моделирование". Отметились все - каждая заметная фигура на поле НЛП. Дилтс, Холл и т.д. Кроме самого Бэндлера. Появилось изложение предпосылок к моделированию от Гриндера. Но это все не строгая теория и не система точных связанных с нею правил применения теории. Так что моделирование это проблема только НЛП и никого/чего другого.
http://community.livejournal.com/ru_nlp/370080.html?thread=3183264#t3183264

  • 1