?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Иное моделирование11
immergent wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/59029.html

Читаем и анализируем статью Стива Андреаса "Новая проза короля".

Последняя статья Стива Адреаса "Новая проза короля", опубликованная на сайте Журнала моделирования (The Emperors New Prose), затрагивает, что логично, вопросы моделирования. Она является в определенной мере ответом на книгу Кармен Бостик Сент-Клер и Джона Гриндера "Шепот на ветру" и их статью "Предложенное различение для Нейро-Лингвистического Программирования (НЛП)", опубликованную также в Журнале Моделирования в 2005 году (A Proposed Distinction for Neuro-Linguistic Programming, в переводе на русский ранее в метапрактике).

Стив Андреас отмечает, что книга "Шепот на ветру" почти полностью посвящена моделированию, причем о подходах к моделированию, отличных от предлагаемого ими бессознательного поведенческого моделирования из второй позиции, Сент-Клер и Гриндер отзываются в критическом духе. Очевидно, что предложение Сент-Клер и Гриндером своего подхода к моделированию основывается на предположении, что они являются специалистами в области моделирования. Тем не менее, Андреас подвергает рассмотрению вопрос о квалификации Джона Гриндера в области моделирования, невзирая на кажущуюся ненужной постановку этого вопроса, так как Джон Гриндер (совместно с Ричардом Бендлером) был основателем НЛП. В своем анализе Андреас опирается на опубликованные работы Сент-Клер и Гриндера.

Во-первых, он указывает предлагаемые Сент-Клер и Гриндером минимальные требования к изложению результатов моделированию, включающие (в сокращенном виде):
1. Сенсорно обоснованное описание паттерна, обычно в форме шагов.
2. Предполагаемые последствия исполнения паттерна.
3. Основания отбора ситуаций, где уместно применение данного паттерна. Например, подходит ли паттерн для изменений первого или второго порядка. Так же необходимо упомянуть все противопоказания для применения паттерна.
В книге Шепот на ветру" Сент-Клер и Гриндер применительно к каждому из вышеприведенных требований говорят об "относительной сенсорной обоснованности", утверждая что чисто лингвистического описания недостаточно для адекватной передачи результатов моделирования. Их предложение состоит в добавлении четвертого минимально требования - наличия видеозаписи исполнения паттерна. Андреас полностью поддерживает набор минимальных требований к изложению паттернирования от Сент-Клер и Гриндера, замечая, что видеозапись является важнейшим критерием, и что целесообразно также включать в видеозапись интервью с клиентом спустя какое-то время, чтобы убедиться в сохранении полученных результатов.

Далее, Андреас рассматривает предложенную Сент-Клер и Гриндером модель "Нового Кода", названную ими "Формат изменений Нового Кода". Исторически, модель Нового Кода была разработана Гриндером и Джудит ДеЛозье еще в 1984-86 годах. "Формат изменений Нового Кода", согласно книге "Шепот на ветру", включает следующие шаги (в сокращенном виде):
1. Выбрать ситуацию, в которой присутствует проблемное (текущее) поведение.
2. В воображении разместить эту ситуацию в определенном месте и представить себя в этой ситуации.
Провести разделение состояний.
3. Играть в игру Нового Кода (такую, как Алфавит, НАСА), вообще - войти в свободное от содержания высокопроизводительное состояние.
4. Получив состояние (определяется путем (само)калибровки или просто через 15 минут игры), незамедлительно перейти в место, использованное на 2м шаге.

Кроме вышеупомянутого "формата изменения Нового Кода", Сент-Клер и Гриндер в книге "Шепот на ветру" предлагают "Частичный перечень паттернов Нового Кода". Как указывает Андреас, только малая часть понятий из этого перечня упоминаются в книге, для многих понятий не дано описания и способов использования.

Согласно замечанию Андреаса, изложение "формата изменения Нового Кода", соответствует лишь первому из 4х минимальных требований к изложению паттернирования. Отсутствует описание предполагаемых результатов применения, отсутствуют критерии для определения ситуаций, в которых уместно применение паттерна, к тому же не указано, для изменений какого порядка подходит паттерн и опущена экологическая проверка в каком-либо виде.

Не соответствует паттерн и четвертому, самому важному критерию, так как не предоставлена видеозапись применения паттерна с клиентом. Получается, что изложение паттерна "Нового Кода" от Сент-Клер и Гриндера не соответствует 3 из предложенных ими же сообществу НЛП минимальных критериев к изложению паттерна.

Андреас также замечает, что паттерн "Нового Кода" является видоизменением давно известного паттерна НЛП - интегрирования состояний с использованием якорей. Причем выбор ресурсного состояния, вызываемого деятельностью, отличной от поведения в проблемном состоянии, не дает гарантии, что это состояние является подходящим ресурсным состоянием для конкретного проблемного состояния.

Далее, Андреас рассматривает вопрос об обнародованных результатах паттернирования как с использованием подхода, предлагаемого Сент-Клер и Гриндером, так и с использованием других подходов. Как известно, с момента разделения с Бендлером, Гриндер представил только одну модель - паттерн "Нового Кода", разработанную еще в середине 80х.

Если же посмотреть на результаты Бендлера, то следует отметить изложенную в деталях Модель субмодальностей, развивающую более раннюю Модель систем представления. В рамках модели субмодальностей разработаны конкретные паттерны, представленные в том числе и в виде видеозаписей. Андреас называет: Взмах, Уничтожение компульсии, Техника порога "Последняя соломинка", Субмодальное изменение убеждений и др.

Андреас говорит и о собственных результатах, они совместно с женой, используя моделирование субмодальностей, предложили паттерны: Избавление от горя, от стыда, Преобразование гнева в прощение, Сдвиг важности критериев.
Андреас отмечает, что его жена, Коннира Андреас, самостоятельно смоделировала Настройку позиций восприятия, процесс Сущностной трансформации, и др.
К лично разработанным моделям Стива Андреаса относятся Трансформация Я-концепции, описание подхода к моделированию. В своей последней книге он изложил общую модель для описания мышления и опыта.

Кроме того, говорит Андреас, известно большое количество моделей, представленных другими авторами, работающими в области НЛП, в частности Робертом Дилтсом.
Стив Андреас замечает, что Гриндер за прошедшее время представил лишь один паттерн, являющийся видоизменением уже известно ранее паттерна.
Заканчивая статью, Стив Андреас предлагает новый критерий для определения эффективности методологии моделирования - это определение количества обнародованных паттернов.

Ссылки:
Сайт Стива Андреаса: http://www.steveandreas.com/
Сайт представителя Стива Андреаса в России: http://www.steveandreas.narod.ru/ - доступны качественные переводы большого количества статьей.
Сайт Сент-Клер и Гриндера: http://www.nlpwhisperinginthewind.com/


  • 1

Re: Сравнение подходов по существенным признакам/компо

Contents (Содержание):
http://expandyourworld.net/toc.php

Посмотрим:

Contents
Acknowledgements
Using the DVD
PREFACE

1. WHAT IS MODELING?
WHAT IS A MODEL?
WHY MODEL?
WHY MODELING IS POSSIBLE
Structure and Experience

2. THE EXPERIENTIAL ARRAY
Flow of Effect

3. THE PROCESS
Sub-Abilities
Selecting Exemplars
Framing for Exemplars
ELICITATION
Asking Questions
Stepping In
Patterning
Capturing Description
Necessary and Sufficient
The Elicitation Protocol

4. BELIEFS
Underlying Beliefs
Equivalences
Cause-Effects
Unstated Connections
The "Belief Template"

5. BELIEFS: EQUIVALENCES
CRITERIA
Elicitation Questions for the Criterion
"Being Passionate About Something":Criterion
DEFINITION
Elicitation Questions for the Definition
"Being Passionate About Something":Definition
EVIDENCE
Threshold
Specificity
Elicitation Questions for the Evidence
"Being Passionate About Something":Evidence

6. BELIEFS: CAUSE-EFFECTS
ENABLING CAUSE-EFFECTS
Elicitation Questions for Enabling Cause-Effects
"Being Passionate About Something":Enabling Cause-Effect
MOTIVATING CAUSE-EFFECT
Elicitation Questions for the Motivating Cause-Effect
"Being Passionate About Something":Motivating Cause-Effect

7. SUPPORTING BELIEFs
Noticing Supporting Beliefs
"Being Passionate About Something":Supporting Beliefs

8. STRATEGIES
Sequences and Sets
PRIMARY STRATEGY
Elicitation Questions for the Primary Strategy
"Being Passionate About Something":Primary Strategy
SECONDARY STRATEGIES
Elicitation Questions for Secondary Strategies
"Being Passionate About Something":Secondary Strategies

9. EMOTIONS
SIGNAL EMOTIONS
Noticing Signal Emotions
SUSTAINING EMOTIONS
Elicitation Questions for the Sustaining Emotion
"Being Passionate About Something":Sustaining Emotion

10. EXTERNAL BEHAVIOR
Elicitation Question for External Behavior
"Being Passionate About Something":External Behavior

11. CONTRIBUTING FACTORS
Noticing Contributing Factors
"Being Passionate About Something":Contributing Factors

12. CREATING THE INITIAL ARRAY
"Being Passionate About Something":The Initial Array

13. COMPLETING THE ARRAY
Reviewing the Initial Array
"Being Passionate About Something":Reviewing
Clarifying the Initial Array
"Being Passionate About Something":Clarifying

14. ACQUISITION
Reference Experiences
ACCESS: ESTABLISHING THE MODEL IN YOUR EXPERIENCe
Rehearsal
The Acquisition Protocol
INTEGRATION: BECOMING COMPETENT
HINDRANCES
AFTERWORD
APPENDICES

APPENDIX I: GOOD QUESTIONS
APPENDIX II: EXPERIENTIAL ARRAY: ELICITATION DEFINITIONS
APPENDIX III: EXPERIENTIAL ARRAY: ELICITATION QUESTIONS
APPENDIX IV: EXAMPLE ARRAY: LENNY

BIBLIOGRAPHY


Мда, специфично.

  • 1