?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Иное моделирование11
immergent wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/59029.html

Читаем и анализируем статью Стива Андреаса "Новая проза короля".

Последняя статья Стива Адреаса "Новая проза короля", опубликованная на сайте Журнала моделирования (The Emperors New Prose), затрагивает, что логично, вопросы моделирования. Она является в определенной мере ответом на книгу Кармен Бостик Сент-Клер и Джона Гриндера "Шепот на ветру" и их статью "Предложенное различение для Нейро-Лингвистического Программирования (НЛП)", опубликованную также в Журнале Моделирования в 2005 году (A Proposed Distinction for Neuro-Linguistic Programming, в переводе на русский ранее в метапрактике).

Стив Андреас отмечает, что книга "Шепот на ветру" почти полностью посвящена моделированию, причем о подходах к моделированию, отличных от предлагаемого ими бессознательного поведенческого моделирования из второй позиции, Сент-Клер и Гриндер отзываются в критическом духе. Очевидно, что предложение Сент-Клер и Гриндером своего подхода к моделированию основывается на предположении, что они являются специалистами в области моделирования. Тем не менее, Андреас подвергает рассмотрению вопрос о квалификации Джона Гриндера в области моделирования, невзирая на кажущуюся ненужной постановку этого вопроса, так как Джон Гриндер (совместно с Ричардом Бендлером) был основателем НЛП. В своем анализе Андреас опирается на опубликованные работы Сент-Клер и Гриндера.

Во-первых, он указывает предлагаемые Сент-Клер и Гриндером минимальные требования к изложению результатов моделированию, включающие (в сокращенном виде):
1. Сенсорно обоснованное описание паттерна, обычно в форме шагов.
2. Предполагаемые последствия исполнения паттерна.
3. Основания отбора ситуаций, где уместно применение данного паттерна. Например, подходит ли паттерн для изменений первого или второго порядка. Так же необходимо упомянуть все противопоказания для применения паттерна.
В книге Шепот на ветру" Сент-Клер и Гриндер применительно к каждому из вышеприведенных требований говорят об "относительной сенсорной обоснованности", утверждая что чисто лингвистического описания недостаточно для адекватной передачи результатов моделирования. Их предложение состоит в добавлении четвертого минимально требования - наличия видеозаписи исполнения паттерна. Андреас полностью поддерживает набор минимальных требований к изложению паттернирования от Сент-Клер и Гриндера, замечая, что видеозапись является важнейшим критерием, и что целесообразно также включать в видеозапись интервью с клиентом спустя какое-то время, чтобы убедиться в сохранении полученных результатов.

Далее, Андреас рассматривает предложенную Сент-Клер и Гриндером модель "Нового Кода", названную ими "Формат изменений Нового Кода". Исторически, модель Нового Кода была разработана Гриндером и Джудит ДеЛозье еще в 1984-86 годах. "Формат изменений Нового Кода", согласно книге "Шепот на ветру", включает следующие шаги (в сокращенном виде):
1. Выбрать ситуацию, в которой присутствует проблемное (текущее) поведение.
2. В воображении разместить эту ситуацию в определенном месте и представить себя в этой ситуации.
Провести разделение состояний.
3. Играть в игру Нового Кода (такую, как Алфавит, НАСА), вообще - войти в свободное от содержания высокопроизводительное состояние.
4. Получив состояние (определяется путем (само)калибровки или просто через 15 минут игры), незамедлительно перейти в место, использованное на 2м шаге.

Кроме вышеупомянутого "формата изменения Нового Кода", Сент-Клер и Гриндер в книге "Шепот на ветру" предлагают "Частичный перечень паттернов Нового Кода". Как указывает Андреас, только малая часть понятий из этого перечня упоминаются в книге, для многих понятий не дано описания и способов использования.

Согласно замечанию Андреаса, изложение "формата изменения Нового Кода", соответствует лишь первому из 4х минимальных требований к изложению паттернирования. Отсутствует описание предполагаемых результатов применения, отсутствуют критерии для определения ситуаций, в которых уместно применение паттерна, к тому же не указано, для изменений какого порядка подходит паттерн и опущена экологическая проверка в каком-либо виде.

Не соответствует паттерн и четвертому, самому важному критерию, так как не предоставлена видеозапись применения паттерна с клиентом. Получается, что изложение паттерна "Нового Кода" от Сент-Клер и Гриндера не соответствует 3 из предложенных ими же сообществу НЛП минимальных критериев к изложению паттерна.

Андреас также замечает, что паттерн "Нового Кода" является видоизменением давно известного паттерна НЛП - интегрирования состояний с использованием якорей. Причем выбор ресурсного состояния, вызываемого деятельностью, отличной от поведения в проблемном состоянии, не дает гарантии, что это состояние является подходящим ресурсным состоянием для конкретного проблемного состояния.

Далее, Андреас рассматривает вопрос об обнародованных результатах паттернирования как с использованием подхода, предлагаемого Сент-Клер и Гриндером, так и с использованием других подходов. Как известно, с момента разделения с Бендлером, Гриндер представил только одну модель - паттерн "Нового Кода", разработанную еще в середине 80х.

Если же посмотреть на результаты Бендлера, то следует отметить изложенную в деталях Модель субмодальностей, развивающую более раннюю Модель систем представления. В рамках модели субмодальностей разработаны конкретные паттерны, представленные в том числе и в виде видеозаписей. Андреас называет: Взмах, Уничтожение компульсии, Техника порога "Последняя соломинка", Субмодальное изменение убеждений и др.

Андреас говорит и о собственных результатах, они совместно с женой, используя моделирование субмодальностей, предложили паттерны: Избавление от горя, от стыда, Преобразование гнева в прощение, Сдвиг важности критериев.
Андреас отмечает, что его жена, Коннира Андреас, самостоятельно смоделировала Настройку позиций восприятия, процесс Сущностной трансформации, и др.
К лично разработанным моделям Стива Андреаса относятся Трансформация Я-концепции, описание подхода к моделированию. В своей последней книге он изложил общую модель для описания мышления и опыта.

Кроме того, говорит Андреас, известно большое количество моделей, представленных другими авторами, работающими в области НЛП, в частности Робертом Дилтсом.
Стив Андреас замечает, что Гриндер за прошедшее время представил лишь один паттерн, являющийся видоизменением уже известно ранее паттерна.
Заканчивая статью, Стив Андреас предлагает новый критерий для определения эффективности методологии моделирования - это определение количества обнародованных паттернов.

Ссылки:
Сайт Стива Андреаса: http://www.steveandreas.com/
Сайт представителя Стива Андреаса в России: http://www.steveandreas.narod.ru/ - доступны качественные переводы большого количества статьей.
Сайт Сент-Клер и Гриндера: http://www.nlpwhisperinginthewind.com/

  • 1

Re: Выступление Дэвида Гордона

--Это еще актуально?
--Скорее да, чем нет:

Отлично! Разберем. В отдельном топике.

1. Ссылка на этот текст на современном сайте Гордона и Дауэса приведена на странице "Введение в моделирование":
http://expandyourworld.net/intro-modeling.php --> http://expandyourworld.net/david-keynote.php
2. В интервью с Дэвидом Гордоном 2006 года:
NC: Thanks. Two more questions. Do you have in mind a social component to modeling? Does modeling promote social change?
DG: Modeling definitely could. I tried to describe this in the keynote address I gave to the Canadian NLP Conference. [link to keynote address] Have you read that?
NC: I have, but a while ago.
DG: Read that keynote address. I definitely go into that notion. I do think that modeling has the potential to play a transformative role in society. The presuppositions modeling comes with are not the presuppositions that are operating out on the street. If you have a society that is built around the notion that everybody is a resource of experience, that experience has structure, that if you want to learn or be able to do something, you can—that changes the whole game in society, I think. Right now that’s not the case. Basically people go around, "I’m stuck with who I am, and what I can do." And there are a lot of things that come out of this socially. Education, for one, would be approached in a entirely different fashion if we used the modeling presuppositions.
http://www.noneuclideancafe.com/issues/vol1_issue2_Spring2006/gordon.htm
НК: Спасибо. Ещё два вопроса. Вы думаете о социальной составляющей моделирования? Моделирование способствует изменению общества?
ДГ: Моделирование определённо способно. Я попробовал описать это в основном сообщении, представленном мной на Канадской конференции НЛП. [ссылка на текст сообщения http://expandyourworld.net/david-keynote.php] Вы его читали?

Способно - это еще не значит, что сможет. Любовь тоже способна изменить мир. Но, что-то его не меняет.

НК: Да, но некоторое время назад.
ДГ: Прочтите это сообщение. Я определённо представляю там такое мнение. Я действительно думаю, что моделирование способно играть преобразующую [трансформирущую] роль в обществе. Пресуппозиции, которые включает в себя моделирование, это не пресуппозиции, действующие "на улице" [общеизвестные].

О, да.

Если общество построено на мнении, что каждый является источником опыта, что опыт/переживание имеет структуру, что, если вы хотите научиться или быть способным делать что-либо, ты вы сможете - это всё меняет в обществе, как я думаю.
Тонкая грань между политикой и психологическим инжинирингом.

Прямо сейчас это этого нет. В основном среди людей распространено "Я застрял с тем кто я есть, и что я могу делать". И отсюда следует множество вещей в обществе. К образованию, например, будет подход в полностью другом ключе, если мы будем использовать пресуппозиции моделирования.
Но, Штаты есть первое административное место, которое показало, что администрация внедрять НЛП в педагогику не будет.

  • 1