?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Читая "Transforming Your Self" Steve Andreas (1)
глаза
piter239 wrote in metapractice
Подарил себе на Новый год книгу "Transforming Your Self" Steve Andreas на английском языке.

От чтения получаю истинное удовольствие. Чего стоит одна только "Благодарность", где вместо обычного "всем поименное спасибо, без вас вообще ничего бы не было" - милая метафора на тему Я-концепции!

Под катом - текст метафоры с выделенным мной восхитительным внушением:


Acknowledgement

When I have thought of whom to acknowledge for their help in developing what is presented in this book, and for creating the book itself, I have always gotten stuck between my first thought, "Where should I start?" and the next, "Where should I end?"
So many people have contributed to this work, and the life that it arises out of, that it would take another book to list them all!
Over a period of more than two-thirds of a century, many have contributed to my life and work: from parents, teachers, friends, family members, mentors, children, workshop participants, and the beauty of art and science and nature... to chance encounters with strangers, stray comments, books and newspapers, TV shows, and so many other events that have had a part in shaping my life.
Who could say which were more important in weaving that intersection of circumstance that I call "myself—who to include and who to leave out?
What a privilege to live here at this nexus of events—like a small wave that briefly emerges from the ocean, and then as quickly rejoins it! Tears of gratitude at the thought.
So I have decided to keep it simple. Most of you know who you are; I thank you all. You have all been part of this brief journey, and you have all become a part of who I am. Again, many thanks.



Как вам это? :)

Хотелось бы помимо удовольствия от чтения хорошей книги вместе с единомышленниками поделать упражнения из книги! Предлагаю питерской группе провести несколько встреч на этом материале.

UPD: Отчеты о работе по книге "Transforming your self" - все, что нашел

- Глава 4, список упражнений и описание работы в комментах http://community.livejournal.com/metapractice/79149.html 18.01.2007
- Глава 7, упоминание - в комментах http://community.livejournal.com/metapractice/85792.html?thread=1119008 8.04.2007
- Глава 11, описание работы http://community.livejournal.com/metapractice/92491.html 30.05.2007
- Глава 12, описание работы http://community.livejournal.com/metapractice/92755.html 6.06.2007
- Глава 13 - повторение работы по главе 12 http://community.livejournal.com/metapractice/96018.html 1.08.2007


  • 1
Петр, напиши, пожалуйста предлагаемые тобой упражнения сюда, на русском языке.

хорошая штука русский язык :)

постараюсь!

Просто к этим упражнениям обязательно нужен контекст книги.

Exercise 4-1 Discovering Your Self-concept

на русском языке упражнений пока нет, есть на английском:

Exercise 4-1 Discovering Your Self-concept (trios, 15 minutes)

I want you to get together with two other people to form a trio, and enjoy a short discovery exercise. I assume that you have already identified some quality or characteristic in yourself that you are sure of, and that you like. As soon as you sit down together, I want you to close your eyes, and silently explore your own experience for about five minutes, asking the
question "How do I know I'm ?" It should be fairly easy to identify the summary representation; probably you have already done that. I want you to spend most of your time examining your database of examples to find out what that is like. What images, feelings, sounds or words do you have, and where and how do you experience them?

Then open your eyes and take another ten minutes to share your expe­riences. You can learn a lot just by doing this yourself; you can learn even more by sharing with others, and assisting each other by asking questions. I want you to do this without ever mentioning the content—the name of the quality that you are examining. Talking about the content would only dis­tract you from the task of finding out how you represent the content. Talk to each other only in terms of the structure—the pictures, sounds, or feel­ings that constitute your database, and how and where you represent them. You can always talk about the content later if you want to.

"Well, I do this and that; what do you do?" Share your experience, and if anyone has any difficulty, assist each other, "Well, how do you do that?" and watch for nonverbal cues and gestures that often clearly indicate the size, distance and location of images or voices, to get the basics of how s/he does this.

I'll give you more specific directions later, but for now I want you to explore on your own. Then we'll get together and discuss what you found. Are there any questions about the exercise?

Tess: Please go over the distinction between the summary representa­tion and the database again.

Perhaps an example will help. I often use kindness when I need to talk about content, because I like kindness, and I think it would be nice if there were more of it in the world. You could have an internal voice that says, "I'm a kind person," but that general statement doesn't specify what kind­ness actually is. However, your database contains a wealth of examples of how to talk kindly, act kindly, touch in a kind way, think of kind words to say, kind things to do, etc.

From now on we will be working almost entirely with your database, because this is where the real information about your self-concept is. That is where you can transform yourself by making profoundly useful changes in how your self-concept functions. Out of all the experiences that you have had, over however many years you have been on the planet, how do you know that you are a kind person—or that you are tenacious or sensitive to others, or whatever your chosen quality is? Which experiences do you rep­resent, and more important, how do you represent them? When you make changes in the database, you can really make your self-concept work well— but before you change anything, it's important to know what is already there.

Checklist 4 Process Elements of Self-concept

Checklist 4 Process Elements of Self-concept

Number of Examples. How many examples are in your database? (roughly) One, five, thirty, a hundred?

Location. Where are your examples in your personal space?

Simultaneous/Sequential. Are examples available to you simultane­ously, all at the same time, or sequentially, one after the other (or both)?

Modalities. Are all major modalities included? (visual, auditory, kinesthetic feeling)

Association. Can you easily step into, and associate into any example?

Submodalities. (Submodalities are the smaller elements within a modality.) Which submodality elements (size, brightness, distance, movie/ still, tonality, volume, etc.) make them robust and substantial, real and con­vincing to you?

Exercise 4-2 Changing Your Self-concept

Exercise 4-2 Changing Your Self-concept (trios, 15 minutes)

Again I want you to start by silently exploring your own experience for about five minutes, guided by these questions, and then share and dis­cuss what you found with the others, and help each other find out what you do by observing nonverbal gestures and asking good questions.

After you have shared, I want you to start experimenting with chang­ing elements of your database, and noticing how that changes your experi­ence of it. One thing you can do is to go down the checklist, changing each of the variables that I have listed. Try adding or subtracting examples in your database. Whatever number you have, try making it considerably more or less. If your database is sequential, try making it simultaneous, and vice versa. Try adding or subtracting modalities. Find out what difference it makes to associate into an example as if you were there, and then dissoci­ate by stepping back out of it and seeing it as if it were a still picture or a movie on a TV set. Play with changing the submodalities that you use in the database, making the pictures or sounds more or less intense, making them closer or farther away, larger or smaller, etc.

Another way to explore is to try on the ways that the others in your trio use. If you have about five large examples spread out right in front of you, and one of your partners has thirty smaller ones off to her left, try doing it her way. Make only one change at a time, so that you can notice how each change affects your experience. First you might add in twenty-five examples to the five you already have, and see what difference that makes. Then change back to the five you started with, and just make them smaller. Then change them back to your original five again, and move them off to your left. Finally, try making all these changes at once, so that you can experience the same thing that she does.

As you experiment, the main thing I want you to notice is how each change affects your feeling of certainty or solidity about your self-concept. In the example I gave, you can compare the difference between having five examples and having thirty. Which one feels stronger—more real or true? This feeling is a good indication of the durability or strength of your quality. Start with five minutes of silently using the checklist to examine your own experi­ence, before sharing and experimenting with the others in your trio.

Re: Exercise 4-1 Discovering Your Self-concept

делали с Толей перечисленные выше упражнения. Троек не получилось :)

у нас достаточно похоже получилось, что на вопрос "Как я знаю, что я Х" приходит только суммарная репрезентация качества: у обоих ощущение, локализовано по разному, конечно.
Причем у меня это ощущение было динамичным, то есть некое изменение ощущения, достаточно сложное. Я связываю это с качеством, которое я выбрал.

База представлений о себе приходит только есть специально себя спрашивать о них (хотя при повторениях упражнения они уже связаны с суммарной репрезентацией, да :).

Количество представлений у нас также было схожим - 2-3.

Мы также попробовали повторить упражнение с другим качеством, что дало несколько другую структуру:
у меня также ощущение, однако без динамики (опять же, на мой взгляд это связано с качеством). У Толи же изменилась ассоциированность - самый ярких пример проявления качества Х2 был диссоциированным.


Затем мы прошли по списку качеств (4), получив:
- количество примеров - 2-3
- расположение:
у Толи прямо перед собой, за исключением самого яркого примера, который "нигде не расположен, а сразу заполняет все пространство вокруг" - на мой взгляд там можно было все-таки определить, где же он расположен ДО того как заполняет, но как-то не пошло
у меня примеры расположены как бы на линии времени в прошлом, за исключением второго качества (У2), в котором у меня первым примером было представление, что я прямо сейчас могу начать проявлять это качество; "располагалось" это представление прямо передо мной рядом чуть вправо
- последовательность/одновременность:
последовательно от суммарного ощущения по очереди все представления без специального порядка
- модальности:
сначала суммарное К, затем картинки (у меня - 'как бы картинки') частично со звуками
- ассоциированность:
все ассоциированно кроме главного примера Х2 Толи
- субмодальности:
Толины не помню
мои: ничего специального не заметил. 'Картинки' скорее неподвижные плоские. Звуки обычные. Ощущений мало (кроме суммарного, которое локализовано в теле определенным образом)

Упражнение (4-2) - изменение структуры. Я делал снова с первым качеством (у меня там динамичное ощущение)

С картинками мне пришлось сначала работать "как если бы" (кстати, все кавычки выше именно об этом).

- увеличение количества примеров получилось, без особого эффекта

- перемещение примеров по линии времени давало ожидаемый результат (смещение во времени), уверенность росла при наличии примеров в настоящем/будущем и падала, если они все в прошлом

- последовательность/одновременность: после первой пробы стало ясно, что теперь все примеры как будто есть одновременно, просто внимание выделяет один из них для подробного изучения, остальные присутствуют в фоне

- очень сильным оказалось воздействие перехода к диссоциированной картинке. Ощущение качества как-то резко изменилось. В представляемой картинке возникла глубина, объем. Картинка перестала быть "как будто", стала вполне воспринимаемой, при этом правда зрительное восприятие реальности несколько потускнело, стало менее ярким по сравнению с этой картинкой

я попробовал это же изменение со вторым качеством - похожий эффект

- модальности: уверенность в качестве повышается приданием картинкам подвижность, яркости, объема, цветности, громкости до определенного предела

уверенность в качестве повышается за счет распространения суммарного ощущения из одной зоны на все тело (без уменьшения интенсивности)

Упражнение 4-3: чувствительность к обратной связи:

мне представляется, что повышение чувствительности к ОС при увеличении уверенности в качестве - это прямое внушение автора

Anything you do to make it stronger will also tend to make it more sensitive to the discrepancies that provide feedback about how well your behavior is aligned with your self-concept

это хорошее внушение, конструктивное, я его беру :)

В челом после этих упражнения я почуствовал себя ОЧЕНЬ усталым. Времени это все заняло часа полтора с перерывами на чай, однако я сильно устал. Толя высказал предположение, что это работа с модальностями и субмодальностями с непривычки трудна :)


Как я понммаю, что знаю нечто

делали с Толей перечисленные выше упражнения. Троек не получилось :)
Ну, это типичная проблема. Тройка нужна для формирования полной метанойи ВМ (внутреннего моделиста). Но и в тройке в позиции наблюдателя надо активно работать - следить с качеством процесса, деликатно и твердо прерывать ежели что не так, иметь наготове подсказки и пр.

у нас достаточно похоже получилось, что на вопрос "Как я знаю, что я Х" приходит только суммарная репрезентация качества:
Вопросы типа "как я знаю" являются классикой мета моделирования ментальных процессов (обозначаемых номинализациями типа думать, понимать, знать воображать, соображать и т.п. Где-то в недрах опенметы есть предложенная мною онтология таких номинализаций/процессов), в данном случае это "знать". Сразу после задавания вопроса надо впиваться в наблюдение за глазодвигателями. Их них извлекаются подсказки/инфа двух типов:
--реализация общего процесса "знать"
--и конкретно в отношении того ЧТО "знается"

Вот в этом месте, по поводу стратегий реальности более менее подробно разбирается эта проблема двойного метамоделирования, например: как я понимаю что знаю нечто. В этом варианте будет даже тройное:
--как знаю
--как понимаю
--ЧТО
http://www.nlpforum.ru/viewtopic.php?p=4960#4960

В общем, наблюдением за глазодвигателями, точными прерываниями и вопросами можно извлечь очень подробную и развернутую информацию. Вот в этом месте такая техника извлечений обсуждается:
Тренировка и пресуппозиции при работе с сигналами
http://community.livejournal.com/metapractice/81482.html


Промежуточный итог1: Это конечно скучно, это конечно кажется некуда прямо применить (а на самом деле это знание ключ ко многим многим техникам), но потренировались бы вы, как соберетесь в следующий раз на метамоделирование:
(1) ментальный процессов по одному за раз, например: как я понимаю, знаю и пр.
(2) ментальный процессов по одному за раз + конкретное содержание этого процесса, например: как я знаю НЕЧТО
(3) ментальный процессов по два за раз, например: как я понимаю, что знаю
(4) ментальный процессов по два за раз + конкретное содержание этого процесса, например: как я понимаю, что знаю НЕЧТО

К-последовательности, блин, требуют уважения к ним :)

у обоих ощущение, локализовано по разному, конечно.

Ну, ежели вы оказались такими кинестетиками, то неизбежно надо исходить вам из модели кинестетической последовательности. Одной локализации будет мало. Вы же берете очень сложное содержание, связанное/отражающееся в кинестетике. Там все сразу надо рассматривать только как к-последовательности. А в к-последовательности важно определить:
--где она начинается или ее центр
--как она распространяется сосредоточенными путями, например, по позвоночнику (но может по чему угодно распространяться в теле, например по костям, по мышцам. Или вообще субъективно по некоей сосредоточенной траектории типа рефлексологических меридианов)
--как она ~разливается - растекается по частям тела или по всему телу. Причем, в наиболее сложном случае к-последовательность может до нескольких раз сосредоточиваться и разливаться. Иначе говоря, у к-последовательности может быть более одного центра

Критерий качественно выявленной к-последовательности: у нее не должно быть пропусков в телесных ощущениях. Т.е. если она началась в одном месте, а потом оказалась непонятно как в другом месте - так не годится.

При таком раскладе к-последовательность является очень объемным и изощренным средством/процессом для записи сколь угодно сложной/богатой ментальной информации. Угм?

Причем у меня это ощущение было динамичным, то есть некое изменение ощущения, достаточно сложное.

Стопудово у тебя без всяких наворотов домоделирования есть к-последовательности.


лингвистическая и программно/алгоритмическая компоне

База представлений о себе приходит только если специально себя спрашивать о них (хотя при повторениях упражнения они уже связаны с суммарной репрезентацией, да :).

Обычное дело. Работают:
--пресуппозиции вопросов
--последовательность в ряду процедур/заходов натренировку

Т.е. это лингвистическая и программно/алгоритмическая компоненты моделирования.

Проблема подопытных кроликов

Количество представлений у нас также было схожим - 2-3.
Это по таким причинам, скорее всего:
--не раскрыт (в достаточной мере) в метамоделировании процесс "знать"
--не раскрыто (в достаточной мере) в метамоделировании содержание знания
--не раскрыты (в достаточной мере) в метамоделировании к-последовательности

Ну и еще это прелести работы в малой группе: вы начинаете непроизвольно взаимо индуцировать друг друга.

Эх, вам бы отлавливать каких-то испытуемых, хотя бы по одному на одно занятие!

Несколько к-центров и к-кругов

Мы также попробовали повторить упражнение с другим качеством, что дало несколько другую структуру: у меня также ощущение, однако без динамики (опять же, на мой взгляд это связано с качеством).
Ежели глубоко копать, там может быть такая картина:
--к-центр
--к-последовательность, которая идет как эээ "петля" и заканчивается рядом с исходным к-центром. Вот ежели такую петлевую последовательность не выявить, то получится "сходная структура без динамики"

Откуда я беру уверенность в возможном существовании таких замысловатостей? Я много много сходным образом моделировал кинестетику эмоций на многих многих людях. Регулярно встречается такое:
--на одном уровне моделирования обнаруживаются расположенные рядом несколько к-центров, каждый из которых есть источник отдельной важной эмоции или каждый к-центр задает нечто вроде градаций одной важной/сверх важной эмоции
--а на более глубоком уровне эти центры соединены петлевыми/кольцевыми/круговыми последовательностями

Так их и можно назвать - к-круги.

Пресуппозиции1, пресуппозиции2, пресуппозиции3

У Толи же изменилась ассоциированность - самый ярких пример проявления качества Х2 был диссоциированным.
Интересно.

Затем мы прошли по списку качеств (4),
Потерял откуда берется именно список качеств.

получив:
- количество примеров - 2-3
- расположение: у Толи прямо перед собой, за исключением самого яркого примера, который "нигде не расположен, а сразу заполняет все пространство вокруг" - на мой взгляд там можно было все-таки определить, где же он расположен ДО того как заполняет,

Ага, отличная мысль.

но как-то не пошло
Ну, просто не хватило навыков управления оперативными/управляющими пресуппозициями, которые управляют динамикой всех ментальных процессов.

Где-то я описывал три важных упражнения на управление тремя видами разных по динамике процессов (соотвественно и пресуппозиции требуются соответствующие):
--управление "пятнышками на экране" закрытых век
--управление ощущениями в конечностях
--управление левитацией руки

После таких упражнений (заодно прописали бы онтологию пресуппозиций), ежели бы тебе потребовалось непременно найти где расположен самый яркий образ ДО того, как он все заполняет, ты бы это нашел. :)

Работа трудна, работа томит... :)

у меня примеры расположены как бы на линии времени в прошлом,
А субмодальности линии этих примеров совпадают с субмодальностями именно линии времени?

за исключением второго качества (У2), в котором у меня первым примером было представление, что я прямо сейчас могу начать проявлять это качество; "располагалось" это представление прямо передо мной рядом чуть вправо
А ты не левша? Амбидекстр?

- последовательность/одновременность: последовательно от суммарного ощущения по очереди все представления без специального порядка
Эх, и в этом случае явно здесь прячется какая-то красивая к-последовательность.

- модальности:
сначала суммарное К, затем картинки (у меня - 'как бы картинки') частично со звуками

Как бы картинки это в порядке вещей. А вот эти "частичные звуки" как бы кртинкам - вот бы что определить поточнее. У тебя не синестезия ли это?

- ассоциированность: все ассоциированно кроме главного примера Х2 Толи
Понятно.

- субмодальности: Толины не помню
Ага, а он за занятостью их и не опишет теперь. А что бы вам не записывать на цыфровик краткие спецификации?

мои: ничего специального не заметил. 'Картинки' скорее неподвижные плоские.
"Скорее" - там могут быть нюансы малых движений/дрожаний/шевелений картинок. У кинестетиков с как бы образами это типично :)

Звуки обычные.
Значит ты знаешь за собою и необычные звуки? :)

Ощущений мало (кроме суммарного, которое локализовано в теле определенным образом)
"Мало кроме суммарного" - т.е. суммарное м.б. к-центром, а те которых "мало" могли быть пропущенной к-последовательностью.

Упражнение (4-2) - изменение структуры. Я делал снова с первым качеством (у меня там динамичное ощущение)
Динамичное:
--одном к-центре
--выходящее за пределы одного к-центра

С картинками мне пришлось сначала работать "как если бы" (кстати, все кавычки выше именно об этом).
Да ничего в этом особенного нет. У меня самого типично большинство картинок "как если бы", но по изощренности работы со своим субмодальностями я дам сто очков вперед любому чистому визуалисту. (крылья, крылья... - НОГИ! :)

- увеличение количества примеров получилось, без особого эффекта
Теперь это понятно.

Суммируя опыт проведения упражнений вдвоем:

Суммируя опыт проведения упражнений вдвоем:

я до этого пробовал эти упражнения неоднократно, но похожего эффекта не было. То есть усталость тоже была, но она приводила к тому, что я отвлекался, или впадал в транс, или засыпал. Короче, не доводил дело до результата. Наличие второго участника, просто следующего прописи, помогает до этого результата дойти.

Предлагаю продолжить, и на следующей неделе поделать упражнения главы 5. Они будут опубликованы ниже.

Re: Суммируя опыт проведения упражнений вдвоем:

интересно, это можно делать в скайпе? :)

  • 1